Не нужен ли берег тунисский?..

В беспокойном Средиземноморье накаляется ещё одна точка. Тунисские военные задерживают российское судно. Шедшее, разумеется, под флагом другого государства – Панамы. Задерживают по подозрению в поставках оружия террористическим группировкам. Скандал, похоже, только набирает обороты. Официальные российские СМИ молчали с 16 февраля, да и сейчас, по сути, продолжают молчать. В ожидании указаний сверху.

Первые сообщения об инциденте появились в минувшие выходные. Тему очень быстро подхватили мировые СМИ. На данный момент известно, что на борту парома-ролкера Ural обнаружено лёгкое стрелковое оружие, амуниция, партия БМП и грузовиков, армейские палатки. Вероятно, инцидента бы не случилось, если бы не шторм, приведший к поломке на борту.

Несмотря на отсутствие достаточной информации, последовал ряд опровержений. Российские дипломаты утверждают, что никакого военного груза на корабле не было. Тут же вспоминается история Карибского кризиса – когда, по версии ЦК КПСС, поначалу «не было» советских ракет на Кубе. Разумеется, с поправкой на иные масштабы времён и государств.

По официальной российской версии, на борту судна находились только автомобили и необходимые для ремонта запчасти. Более того, утверждается, что буквально на днях власти Туниса отпустили судно. Предпринимаются попытки списать всё происходящее на фактор случайности. «15 февраля судно попало в шторм и запросило заход в порт города Сфакс для осуществления ремонтных работ, где был начат таможенный досмотр корабля, который продолжается по настоящий момент», — таковы формулировки официоза.

Реакция дипломатического ведомства РФ на досадное происшествие оказалась на удивление сдержанной. «Насколько я знаю, наши сотрудники ездили туда, но ситуация еще до конца не закрылась. Занимается консульский отдел посольства, — заявил источник из российского посольства в Тунисе. – Ситуация с судном не совсем такая, как она описана в «Морском бюллетене». А какая же? Тут пока тишина.

Крайне противоречивы даже базовые сведения. Известно, что транспорт Ural следовал из черноморского порта Новороссийск. Вроде бы граждан РФ среди членов экипажа нет. Но наши дипломаты ранее обратились к тунисским властям с просьбой о получении допуска на борт судна. И, по утверждению тех же дипломатов, натолкнулись на отказ.

Объяснения российской стороны оказались не вполне внятными. Якобы судно, принадлежащее турецким владельцам, направлялось в Камерун с грузом, который должен быть передан правительству Центральноафриканской республики. Представитель турецкой компании уже находится на месте, но дальнейшая судьба судна все еще не ясна. Власти Туниса объявили судно «очень подозрительным» в связи с отсутствием документов на груз. К расследованию подключилась прокуратура.

Подобные странности происходят не в первый раз. В январе 2018 года военный корабль «Ямал» «засветился» в инциденте с африканским сухогрузом, который случайно протаранил российское судно. Военные поставки в Сирию неоднократно осуществлялись судами «под нейтральным флагом». При этом важно понимать, что Тунис был и остаётся нейтральной страной, на территории которой нет иностранных войск. К сомнительным грузам здесь проявляется обострённое внимание.

Если изучить маршрут следования судна, становится очевидным, что российская техника предназначалась для военного лагеря одной из враждующих группировок в Ливии. Но в какой-то момент что-то пошло не так, и корабль направился к берегам Туниса. Компании-владельцу уже предъявлено обвинение в поддержке международного терроризма.

Дальнейшая судьба судна все еще не ясна, федеральные СМИ ограничились сообщением о том, что россиян на его борту нет. Позднее в одном из отраслевых изданий появилась информация о том, что, согласно таможенной декларации, корабль перевозил товары народного потребления, продукты и авиационную технику. Таможенный досмотр в Новороссийске так и не проводился. «При уведомлении таможенного органа об убытии товаров с таможенной территории ЕАЭС перевозчик представил предусмотренные таможенным законодательством документы, на основании которых было принято решение о проведении документального таможенного контроля без проведения таможенного контроля на борту судна. Согласно декларациям на товары, [на борту «Урала»] перемещались товары народного потребления, автомобильная техника, продукты питания», — цитируют СМИ заявление таможенного управления. Однако – «Очень странным является маршрут судна, вышедшего из Новороссийска назначением на Камерун», – считает журналист информационного сайта «Морской бюллетень» Михаил Войтенко. Если смотреть географию перемещений судна, возникает ещё больше вопросов. Почему корабль вдруг оказался в Ионическом море? Что заставило его приблизиться к берегам Ливии, и снова изменить маршрут?

Появление «чужаков» в этом регионе, кем бы они ни были, не может не вызывать беспокойства. В Ливии продолжается гражданская война. В которой Москва делает ставку на фельдмаршала Халифу Хафтара – некогда крупного джамахирийского военачальника, повернувшего фронт против Каддафи в 2011 году (и никаких морально-политических комплексов, сколько бы слёз ни проливалось по «законному государю», свергнутому «цветной революцией»). На территории Ливии действуют российские частные военные кампании. Возникают некоторые аналогии с Сирией. Разница в том, что в Ливии власти РФ поддерживают лишь потенциального диктатора, а в Сирии – актуального. Но эти нюансы сути не меняют.

«Наша страна нуждается в спасителе. Но где же он? Я отвечал им: если меня поддержит народ, буду действовать», – Хафтар высказывается с похвальной откровенностью. Поддерживает ли его народ – вопрос, мягко говоря, далёкий от разрешения. Зато иностранные союзники свергнутой диктатуры с поддержкой уже спешат.

Ливия разделена сегодня на различные зоны контроля. В Триполитании, граничащей с Тунисом, базируется центральное правительство. Киренаику удерживают сторонники Хафтара. Мисурата укрепляется как самостоятельная «военная демократия». Различные анклавы управляются местными племенными или отраслевыми ополчениями. Есть территория, подконтрольная террористам псевдохалифата. И наконец, «территория анархии», где проживают пустынные племена, туареги и тубу.

Хафтар не признаёт центральное правительство в Триполи. Его формирования контролируют порт Бенгази. Кстати, боевиков Хафтара называют «повстанцами». Кремль за повстанцев – да, это звучит.

Москва пытается восстановить былое влияние в Ливии. Хотя очевидно, что включаться в третью войну, вслед за украинской и сирийской, было бы чрезмерной самонадеянностью. В то же время нельзя исключать, что РФ прямо или косвенно заинтересована в элементарном поддержании нестабильности в Северной Африке. Хотя бы ради цен на нефть.

Юрий Сосинский-Семихат, специально для «В кризис.ру»

Поделиться