Ностальгия по компанейщине

В Москве набирает обороты очередная кампания по борьбе с безбилетниками. На 77 автобусных и 27 трамвайных маршрутах убраны турникеты. Вместо них пришли контролёры – обычно крепкие ребята, с которыми лучше не шутить. Пассажиры от этого выиграли, настаивает администрация и её СМИ. По их данным, кое-где дорога стала быстрее на треть.

Так называемая «бестурникетная система», введённая в наземном транспорте столицы с 1 января 2018 года, экономит время пассажирам от 5 до 20 минут, утверждает глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. Может быть, подсчёт более-менее точен. Но даже если так, магистрали мегаполиса по-прежнему забиты пробками. Раньше от проспекта Мира до Тверской приходилось добираться два часа. Теперь, предположим, полтора.

Взять хотя бы позавчерашний день. Сервис «Яндекс.Пробки» прогонозировал девятый балл на московских дорогах к вечеру среды. На момент сообщения пробки уже составляли 7 баллов. Основные заторы были зафиксированы на МКАД, а также на востоке города. Погода как всегда подвела… Автомобилисты нередко ссылаются на такие факторы, как снег и дождь. При этом нельзя не признать, что аварийность во время ненастья всегда повышается.

Ещё одна серьёзная причина кроется в проведении дорожных работ. Столичный статус очень способствует освоению бюджетных средств. Повсеместный «перекоп» приобрёл систематический характер. Подтверждается тезис старого анекдота: ремонт нельзя закончить, можно только прекратить. Но в данном случае об этом не может быть и речи.

Трамвайные пути мгновенно заполоняются машинами. Это и понятно, ибо в Москве как не хватало дорог катастрофически при Лужкове, так и не хватает при Собянине. Создание пешеходных зон в центре столицы явно не способствовало разрешению кризисной ситуации. Для туристов, допустим, это в самый раз. Но сколько времени понадобится офисному работнику, чтобы добраться до центра пешком или на велосипеде? Пусть даже при самых благоприятных условиях?

Арифметически количество маршрутов растёт. В октябре прошлого года в городе запустили вторую очередь маршрутной сети «Магистраль». Но формальная статистика мало отражается на сути. Московский трафик почти не замечает этих нововведений.

Сравнительно недавно была введена прогрессивная шкала оплаты штрафов – будь то за безбилетный проезд или за нарушение правил парковки. Если штраф вовремя неуплачен, сумма удваивается. Злостным неплательщикам грозят принудительные работы. И в то же время «зайцев» становится всё больше. Несмотря на строгость контроля, после снятия турникетов, их численность возросла на 13%. Речь идёт лишь о тех, кого успели поймать за руку.

Бдительные пассажиры делают замечания тем, кто не оплачивает проезд, восхищается «Российская газета». Буквально по Маяковскому: «За проезд цена кусается. Крот в метрошку лезет зайцем». На каждом шагу идут досмотры. Если так продолжится и впредь, контролёров, охранников и полицейских станет больше, чем пассажиров. Только их и останется возить – что наземному, что подземке.

Между тем близится мундиаль-2018. Строятся стадионы, развивается транспортная инфраструктура в районах спортивных объектов. Москвичей и гостей столицы ждут двухэтажные поезда, и ещё много разных чудес. «Мы все готовимся к чемпионату мира по футболу. Нам предстоит много работы по перевозке болельщиков. Но сейчас мы полностью готовы к наплыву зрителей. Мы хорошо потренировались на Кубке конфедераций. Все болельщики будут обеспечены бесплатным транспортом, проезд будет осуществляться на поездах между городами-организаторами и на автобусах уже на месте матча по специальным маршрутам. Главным транспортным хабом станет Москва. Будет задействовано более 700 поездов для перевозки болельщиков и представителей прессы. Сейчас уже есть поезда, в которых свободных мест не осталось. На 495 маршрутах будет сделано 11 промежуточных остановок, которые у нас просили сделать наши пассажиры. Например, добавились Тверь и Владимир. Дополнительные меры безопасности будут предприняты. Каждый поезд будет сопровождаться службами миропорядка», – отметил Кирилл Поляков, глава «Транспортной дирекции чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации».

Но – не транспортом единым. Вопрос стоит куда шире. Москвичи старших поколений вспоминают 1980 год. У кого-то даже пробуждается ностальгия по ласковому олимпийскому Мишке. А кто-то видит дежа-вю тогдашней компанейщины: выселения сотен тысяч людей, непроницаемые лица в форме и в штатском. «Нас много на каждом километре»… Как говорили во времена Московской Олимпиады, «всё во имя человека, всё на благо человека, и вы знаете этого человека».

Юрий Сосинский-Семихат, специально для «В кризис.ру»

Поделиться