В Петербурге стали происходить события, ранее для Северной столицы не характерные. Операцию 17 августа на Ленинском проспекте ещё можно было посчитать за нетипичную случайность. Теперь, после развязки на улице Софьи Ковалевской, очевидна тревожная тенденция.

bez-nazvaniyaНачнём с официальной информации (хотя уже в ней можно найти ряд нестыковок). «В результате проведенных 12 ноября оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в Москве и Санкт-Петербурге задержано десять террористов», – сообщила ФСБ. Группа состояла из граждан центральноазиатских стран – таджиков, узбеков и киргизов. Соответственно, в её обезвреживании, наряду с ФСБ и МВД РФ, участвовали сотрудники силовых ведомств Таджикистана и Киргизии.

Наши источники в ФСБ особо отмечают эффективность такого взаимодействия. Надо также учитывать: привычный для россиян образ террориста-северокавказца устаревает. Среди радикальных исламистов всё больше выходцев из постсоветской Средней Азии. Периодические зачистки петербургского Апраксина двора – тому подтверждение. Хотя, естественно, фундаменталисты и тем более террористы составляют лишь небольшую часть проживающих в России таджиков, узбеков и киргизов.

Планировались террористические акты с использованием автоматов и взрывчатки. Выбирались места массового скопления. В ходе обысков у задержанных было изъято четыре самодельных бомбы большой мощности, огнестрельное оружие, боеприпасы и средства связи. На первых же допросах они признались в контактах с представителями запрещённого в РФ «Исламского государства».

Из Москвы, помимо общих заявлений, пришла только новость о готовом СВУ, найденном в микрорайоне Дегунино. Восьмерых предполагаемых террористов задержали именно в Санкт-Петербурге, в одном из домов по улице Софьи Ковалевской. На этом и сосредоточимся.

890x675_xpksxgreacqwzt1dshuvСразу отметим разницу между событиями августа и ноября. На Ленинском проспекте брали матёрых боевиков из Кабардино-Балкарии. Там фактически шёл бой с убитыми и ранеными. На Софьи Ковалевской всё прошло, как говорится, без дыма. Стук в дверь, нужные слова – парни в наручниках лицом в пол. Быстрое получение оперативной информации. Личности и поведение задержанных даже несколько смущают. Какие-то запуганные мальчишки. Возможно, по чистой случайности подпавшие под влияние радикальных проповедников. С трудом верится, что они были способны устроить нечто подобное страшным парижским терактам годичной давности. Но, судя по комментариям, замыслы были в этом духе. Автоматы и взрывчатка уже пришиты к делу. Именно по статье 222 УК РФ – «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов» – предъявлены первые обвинения.

Знающих людей несколько смущают и предполагаемые цели – торгцентры «Академпарк» (Гражданский проспект) и «Галерея» (Лиговский проспект). С одной стороны, известно, что исламистский террор, как правило, безадресен. Выбираются не конкретные вражеские объекты, а места, где прольётся больше крови. Но с другой – в нынешних обстоятельствах, оба примера вызывают ассоциации с некоей внеполитической бизнес-схемой. Впрочем, примерно такие же разговоры ходили и вокруг планов террористов с Ленинского…

znakcom-295997-580x376Ещё одна деталь: отмечается бытовая покладистость подозреваемых террористов. Неудавшиеся террористы были на редкость вежливы и культурны в общении с соседями. В общем, так им и следовало себя вести. Но опять-таки – возникает несообразие с появлявшейся ранее информацией. Говорилось, будто задержанные известны на родине как серьёзные уголовники, бежавшие за границу. Именно по ориентировкам центральноазиатских коллег на них своевременно обратили внимание. Контролируемые телефонные переговоры и электронная переписка (можно представить степень откровенности) сняли все сомнения. Предполагается, что уже в России их завербовали в ИГИЛ и поставили террористические задачи, после выполнение которых ждали в Сирии. Быстро же, в таком случае, обучили блатарей основам поведенческой конспирации.

Режим контртеррористической операции не объявлялся. Даже одноразовое введение КТО в Санкт-Петербурге стало бы очень плохим примером. Резонанс от её введения на родине Владимира Путина может стать разрушительным. А так вроде всё обошлось. Силовики сработали чётко и вовремя. Террористическая туча над городом разогнана, не успев собраться.

Но само по себе такое внимание потенциальных террористов к Северной столице не может не тревожить. Бандподполье, потерявшее признанных лидеров, постепенно превращается в скопище мелких группировок, которые решают какие-то свои задачи. Пока с ними удаётся справляться. Но надо понимать – вовлечённость наших бывших и нынешних соотечественников в ближневосточные конфликты может рано или поздно аукнуться в российских городах.

Николай Кольский, «В кризис.ру»

(Visited 4 times, 1 visits today)

У партнёров