Остров Маврикий далёк от России. Во всех смыслах, вплоть до самого буквального. По прямой от Петербурга до маврикийской столицы Порт-Луи – 9 тысяч 238 километров. Это юго-западная акватория Индийского океана. Но мир реально глобален. Настолько, что новости из Усть-Луги побуждают присмотреться к политическому кризису в Порт-Луи.

Вкратце об Усть-Луге. Сегодня решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга арестован глава ОАО «Компания Усть-Луга» Валерий Израйлит. Следствие предполагает, что он вывел в офшоры полтора миллиарда рублей, предназначенных на развитие портов Ленобласти (таковое развитие числится уставной задачей «Компании Усть-Луга»). Израйлит обвинён по статье о крупноразмерном мошенничестве и водворён под стражу. Пока до 21 января.

Вкратце о Порт-Луи. Вторую неделю Маврикий сотрясается политическим кризисом. 19 декабря разрушилась правительственная коалиция Боевого социалистического движения (MSM) с Маврикийской социал-демократической партией (PMSD). Лидер социал-демократов Ксавье-Люк Дюваль, один из самых влиятельных министров, с шумом покинул правительство. Причиной стало намерение премьера Анируда Джагнота учредить новый орган власти – Комиссию уголовных преследований и прописать её полномочия в Конституции. Профсоюз портовых рабочих Маврикия приветствовал отставку Дюваля.

Немного подробнее. Остров Маврикий в нынешнем году отпраздновал 48 лет независимости. От Великобритании. Населения там около 1,3 млн. Это заметно меньше, чем в Ленобласти, где расположена Усть-Луга. Экономика основана на сахарном тростнике, авиа- и морских коммуникациях и туризме, министром которого до последнего времени являлся Ксавье-Люк Дюваль. Политически на острове доминируют силы, называющие себя левыми. Разные типажи социал-демократов с морской пеной на губах отстаивают принципы социальной справедливости (недаром в названиях партий популярно слово «боевой»). И только партия, прямо назвавшаяся «социал-демократической», является откровенно правой.

Много лет её возглавлял «король креолов» – адвокат Гаэтан Дюваль. Консерватор-антикоммунист, плейбой-харизматик, возведённый королевой Великобритании в достоинство сэра-рыцаря. Он не раз становился министром, заместителем лейбористского премьера-левоцентриста Сивусагура Рамгулама. Заграждал ход в правительство просоветскому Маврикийскому боевому движению (MMM – хорошо звучит аббревиатура) Поля Беранже. Ломал советско-маврикийское сотрудничество – социал-демократы намертво вставали против захода кораблей под серпасто-молоткастым флагом в маврикийские порты. Гаэтана Дюваля персонально замечал и ругал советский агитпрорп (хотя, казалось бы, близок свет). А на родном острове его попросту называли «L’Enfant Terrible». И красочно описывали океанические пьянки партийного лидера с собственными боевиками-телохранителями (бригадир носил кличку Барон).

L’Enfant Terrible буквально переводится «Ужасный ребёнок». Пришло время, и сам сэр Гаэтан столкнулся с этим феноменом. Его сын Ксавье-Люк вознамерился сменить отца в лидерах. Они долго ругались, перетягивали партийный канат. Потом Ксавье-Люк вышел из PMSD и создал PMXD – Маврикийскую партию Ксавье-Люка Дюваля. И ещё судился с отцом за партийную символику. Когда Дюваль-старший скончался (это было двадцать лет назад), Дюваля-младшего с трудом заставили сказать несколько слов над гробом.

Это была не семейная ссора, а стилистический конфликт поколений. Такие люди, как Гаэтан Дюваль, Сивусагур Рамгулам, Поль Беранже всерьёз относились к своим идеям и принципам. Что вообще было принято в эпоху Холодной войны. Следующая генерация политиков – в том числе на Маврикии, хотя далеко не только – поставила во главу угла единственный вопрос: «что я с этого буду иметь?» Когда Ксавье-Люк Дюваль и Навинчандра Рамгулам заключали свои союзы – это было совсем не то, что коалиция старших Рамгулама и Дюваля.

Но не комплексующий о принципах Дюваль-младший в собственной политкарьере добился не меньше отца. Семь лет назад он распустил партию своего имени и вернулся к социал-демократам. Его триумфально приняли – магия имени. Ксавье-Люк Дюваль побывал на Маврикии вице-премьером, главой Минфина и Минэкономразвития. Последнее возглавляемое им ведомство – Минтуризма. Старшим его партнёром выступал лидер Боевого социалистического движения Анируд Джагнот.

И вот, в уходящем году Джагнот решил учредить некое подобие Следственного комитета РФ. Даже более полномочное, с прихватом полномочий Генпрокуратуры. По-боевому, что и говорить. Наверняка Гаэтан Дюваль был бы против – слишком много власти появляется у центрального правительства. Против и Ксавье-Люк Дюваль. Но не факт, что исключительно по принципиальным причинам.

В старой PMSD лидер был один – Дюваль-старший. В нынешней из двое – Дюваль младший и Морис Аллет, эффективный менеджер портового управления. Имевший в начале десятилетия серьёзные проблемы с правоохранительными органами. Вроде тех, что теперь предъявлены Валерию Израйлиту. Правда, не так тупо в лоб – хищения и увод в офшор, а более замысловато, по схемам нецелевого использования.

Премьер-министром был тогда Навинчандра Рамгулам-младший. Унаследовавший от отца руководство Лейбористской партией. Ксавье-Люк Дюваль являлся его союзником по коалиции («Сыновья повторяют отцов», – умилялись комментаторы). Соответственно, все обвинения в адрес Аллета оказались безосновательными, а сам он утвердился на посту директора портового управления. Как бы «маврикийской Усть-Луги» –  той разницей, что там это не ОАО, а государственное ведомство.

С тех пор колесо политической фортуны совершило новый оборот. На выборах 2014-го Дюваль-младший блокировался с «боевым социалистом» Анирудом Джагнотом (некогда второй коалиционный партнёр Дюваля-старшего), а Рамгулам-младший – с «боевым маврикийцем» и тоже социалистом Полем Беранже (некогда главный враг обоих отцов – Сивасугура Рамгулама и Гаэтана Дюваля). Победил первый блок. Но тут Ксавье-Люку и «прилетела обратка». Навинчандра Рамгулам не рискнул бы разрывать с партнёром. А Анируд Джагонт пошёл на это спокойно. Правительственная комиссия уголовного преследования для него важнее альянса с PMSD.

Легко представить, как отреагировала на это партия, почётным председателем который является Морис Аллет, пять лет назад ушедший от уголовного преследования. Ксавье-Люк Дюваль 19 декабря ушёл из правительства и 20 декабря возглавил маврикийскую парламентскую оппозицию. То есть стал союзником Поля Беранже, фантастика по меркам Гаэтана Дюваля. Он взывает к конституционным принципам, не допускающим усиления полицейщины. Премьер Джагнот чуть не в открытую издевается: «Подозрительно. Чьи же интересы Ксавье-Люк намерен защищать?»

И в заключение ещё несколько слов об Усть-Луге. Никому из экспертов-комментаторов не приходит в голову, что обвинение и арест стали просто результатом проведённого расследования. Говорится о противоборстве властно-силовых группировок, очередной жертвой которого стал Валерий Израйлит. Вспоминаются конфликты Израйлита с доверенным президентским миллиардером Геннадием Тимченко, его связи с арестованным за контрабанду петербургским бизнесменом Дмитрием Михальченко. Происходящее вводится в контекст консолидации силовой системы. ФСБ усиливается за счёт Федеральной таможенной службы и Федеральной службы охраны – с чинами которых взаимодействовали Михальченко и Израйлит.

В общем, Комиссия уголовного преследования на марше через моря-океаны. А Рамгулама-младшего вовремя здесь не нашлось.

Виктор Фролинский, специально для «В кризис.ру»

(Visited 45 times, 1 visits today)

У партнёров