Современная Украина отнюдь не чтит Ленина. Знаменитый «ленинопад» – характерная примета Украинской революции. Но один из заветов Ильича всё же выполняется. Он ведь учил использовать революционные праздники для исправления ошибок и усиления революционной борьбы. Так и происходит в каждую годовщину победы 2014 года. Причём ярость нарастает. Третья годовщина вновь вызвала призрак третьего Майдана.

Признаки тому были и в прошлом феврале. Главные противники нынешних киевских властей – радикальные националисты. Чем ближе идеи к наследию Степана Бандеры, тем непримиримее их носители к Петру Порошенко. Закономерно, что в авангарде движения за Третий Майдан – Добровольческий Рух ОУН. Созданный в 2015 году на основе добровольческого батальона под командованием Миколы Коханивского. Власти вынуждены были бросить против бандеровцев полицию и Нацгвардию. Под наблюдением Красного Креста.

На этот раз годовщина революции совпала с острым конфликтом вокруг «блокады оккупантов и сепаратистов». В этом сфокусировалось всё – и «внешний фронт» войны на востоке, и «внутренний фронт» противостояния в столице. Националисты требуют прервать экономические связи с территориями «ДНР/ЛНР». Сохранение таковых они считают государственным преступлением со стороны президента. И национальной изменой со стороны олигархов, наживающихся на торговле с «гивимоторолами». Первым из таких олигархов называют Рината Ахметова. Офис его холдинга СКМ регулярно подвергается атакам ДР ОУН.

Порошенко и Ахметов в символической связке означают для бандеровских радикалов нечто худшее, чем даже Янукович. Не просто персонифицированная олигархия. Хотя и этого было бы достаточно, поскольку «бандеровцы богатым не верят». Но ещё и пытающаяся оседлать национальную революцию, говорить от её имени, что вообще кощунственно.

Началось 19 февраля маршем участников АТО – украинских ветеранов Донбасской войны. Возглавили акцию депутаты Верховной Рады Владимир Парасюк (легендарный сотник Майдана, в решающий момент переломивший ход событий), Семён Семенченко (командир батальона «Донбасс» в 2014-м), Егор Соболев (организатор украинского Люстрационного комитета). С ними были, конечно, активисты ДР ОУН. Колонна продвинулась с Майдана Незалежности на Банковую улицу, к зданию администрации президента Украины. От главы государства требовали блокировать территории, контролируемые формированиями ДНР/ЛНР.  В выступлениях звучали не только воспоминания о Майдане, но и напоминания Порошенко о судьбе Януковича: «Мы хотим, чтоб он нас услышал. Если не услышит, его карьера скоро закончится». Депутат Семенченко назвал президентскую администрацию «диспетчерской торговли на крови», которую предстоит закрыть.

Егор Соболев заявил, что протестующие останутся на ночь. И многозначительно добавил «Ребята из ОУН также решили остаться здесь, потому что нужно организовывать установления редутов. И нужны люди». Кстати, к тому времени оуновцы уже успели навестить ахметовский офис. На этот раз – на площади Ивана Франко, где расположена за бесценок приобретённая олигархом компания «Киевэнерго». Серьёзных столкновений не произошло. Активисты запустили несколько петард, высказали, что думают об Ахметова, потребовали изъятия у него энергетического предприятия. Этим ограничились и поспешили на Банковую.

Вечером оуновцы попытались раскинуть палаточный лагерь – «редут». Особые опасения правоохранителей вызывали возведения «редутов» и передвижения с металлическими предметами. Началась фаза обострения. Полиция действительно блокировала – подходы к Банковой и Крещатику. Это, естественно, стимулировало возмущение. Новые группы сочувствующих киевлян стали прорываться на помощь националистам. Завязались физические столкновения. На высоком уровне – с полицейским подрался, к примеру, депутат Соболев.

Были задержаны Микола Коханивский и ещё несколько активистов. Корреспонденты особо отметили, что в этом задержании лично участвовал 27-летний начальник патрульной полиции Киева Юрий Зозуля (известный связями с семьёй министра внутренних дел Арсена Авакова). Однако уже через несколько часов Коханивского освободили. Сказалось возмущение протестующих и поддержка целой группы депутатов и юристов.

События продолжают развиваться. Впереди – среда, 22 февраля. Главный день годовщины. Призывы ДР ОУН к третьей революции звучат чем дальше, тем громче. Не случайно национал-активисты подвергаются в Киеве реальным преследованиям, вплоть до арестов и избиений. Однако обороты не сбавляются.

Это закономерно, поскольку в украинском политическом спектре ОУН выделяется чётко проработанной идеологией. Самая краткая, но ёмкая характеристика: национал-солидаризм. (При этом интересно, что крайний национализм ОУН не носит ксенофобского и шовинистического характера: по слухам, именно эта организация установила связи с оппозиционным подпольем в России; Коханивский не раз говорил о «борьбе с кремлёвской агрессией, но не с русскими людьми».) Донбасская война и внутриполитическая борьба в этой концепции сплетены воедино на антиолигархической платформе.

Никита Требейко, «В кризис.ру»

(Visited 6 times, 1 visits today)

У партнёров