В городской администрации Сыктывкара на прошлой неделе заявили о готовности разорвать отношения с основным городским перевозчиком – ООО «Альфа-Транс». Власть беспокоят постоянные забастовки на предприятии, дестабилизирующие транспортную ситуацию в городе.

«На мой взгляд, действия профсоюза «Альфа-Транса» – это самый настоящий шантаж, потому как внутренние конфликты на предприятии не должны сказываться на жителях города, – заявил мэр Сыктывкара Иван Поздеев. – В случае необходимости, мы будем искать перевозчика за пределами республики».

Администрация города объявила стачку незаконной. По мнению представителей власти, о ней никто должным образом уведомлён не был

zabalfatranc16 июля в автоколонне прошла очередная стачка. Её причиной стала новая сдельно-премиальная система оплаты труда, которая зависит от числа перевезённых каждым отдельным водителем пассажиров. Учитывая, что наполняемость рейсов может отличаться в разы, а также зависеть от времени суток, это вызвало закономерное негодование трудового коллектива. Администрация города объявила акцию незаконной. По мнению представителей власти, о забастовке никто должным образом уведомлён не был. На линию в итоге не вышло около трети городских автобусов, которые временно были замещены частниками.

В тот день профактивисты с 4 утра устроили пикет около проходной предприятия, что и ознаменовало забастовку. Они накануне получили расчётные квитки, на практике убедившись, что новая политика ведёт к снижению зарплаты (и, следовательно, финансовой нагрузки на предприятие). Как рассказывают активисты, в основном «Альфа-транс» обслуживает убыточные социальные и дачные маршруты. Что при новой оплате сильно бьёт по работникам.

«Сейчас число пассажиров стабильно снижается, а планы повышают. С каждым годом работать тяжелее. Автопарк старый, до сих пор на ходу 16-летние «Икарусы», – цитирует слова одного из водителей агентство «БН-Коми».

Самое любопытное, что ООО «Альфа-Транс» целиком принадлежит ОАО «КомиАвтоТранс», 100-процентный пакет акций которого находится в собственности республиканского правительства. При этом предприятие обслуживает муниципальные маршруты, что порождает классический конфликт интересов между муниципалами и регионалами. Особенно интересно это выглядит в свете грядущих 14 сентября выборов Главы республики.

alfazabПроще говоря, происходящее похоже на многоходовку. Направленную на то, чтобы деятельность «Альфа-Транса» была профинансирована из республиканского бюджета. Заявление о возможном отказе от сотрудничества с предприятием – это сигнал не столько для директора, сколько для конечного бенефициара – правительства Коми во главе с Вячеславом Гайзером. На виду же «благовидная» оболочка социальной напряжённости.

Люди хотят получать достойную зарплату, но предприятие без внешних вливаний не в состоянии её заплатить

Эта напряжённость действительно есть. Люди хотят получать достойную зарплату, но само предприятие без внешних вливаний не в состоянии её заплатить. Похожий пример можно найти в Вологде, где основной автобусный перевозчик, ПАТП-1, находится в городской собственности. Город имеет возможность делать прямые финансовые вливания, потому что предприятие существует в форме МУПа. В то же время было официально озвучено: убытки за прошлый год составили 28 млн рублей. Ранее циркулировали слухи о гораздо большей сумме – 100 млн.

Другим примером активного вмешательства города в транспортную сферу сталПетрозаводск. Там городская власть с 1 января снизила почти вдвое тарифы на проезд в муниципальных троллейбусах, дав возможность предприятию резко увеличить выручку. При этом троллейбусный парк на правах МУП получает дотации из бюджета.

Несколько иная ситуация сложилась в Екатеринбурге. Там муниципальный трамвайный парк стал одним из участников борьбы мэра Евгения Ройзмана с областной властью. Дело в том, что региональный бюджет регулярно не доплачивает за перевозку льготников, из-за чего у предприятия накопилось немало долгов. Мэрия идёт на принцип.

Нашумевшая месячная забастовка в Йошкар-Оле привела только к объявлению о ликвидации предприятия

zavjoshrroleГораздо более тяжёлое положение в Йошкар-Оле. Там, аналогично Сыктывкару, главный перевозчик – ООО «Пассажирские перевозки» – полностью принадлежит региональному правительству. Нашумевшая месячная забастовка привела только к объявлению о ликвидации предприятия. Вероятно, это в конце концов придётся сделать в Коми. Если только региональная власть не решится финансово помочь перевозчику.

Другим примером является сахалинское ООО «Александровское пассажирское предприятие». Оно только на четверть принадлежит ОАО «СахалинАвтоТранс», остальное находится в частных руках. Таким образом, приватизация транспортных предприятий лёгкой жизни никому не предвещает. Проблемы в отрасли не только сохраняются, но и увеличиваются со временем. Без активных мер страну может ожидать транспортный коллапс.

 Игорь Страхов, специально для «В кризис.ру»

(Visited 1 times, 1 visits today)

У партнёров