Московский метрополитен прирастает новыми станциями – Сокольническая линия вскоре будет продлена на Юго-Запад. Солнцево – давно уже не загород. На очереди и другие районы. Метро приходит в поселок Коммунарка, в Бирюлево. Разворачивается строительство и в ряде других округов. Объявлено о скором запуске двух новых станций Московского центрального диаметра на севере Москвы.

Также проводятся всевозможные культурно-массовые мероприятия, такие как фестиваль «Пролето». Это уж из серии «кормить и управлять». В минувшие выходные мы это наблюдали на московской провластной акции. Обещали концерт и раздачу подарков – собрали, по официальным данным, 150 тысяч человек. Включая, надо полагать, ОМОН и персонал обслуживания заграждающей строительной техники. А также Джейсона Деруло, Ольгу Бузову, Тиму Белорусских, Алексея Воробьева… Самое главное – никакой депрессии. Денег нет, но вы держитесь. Или езжайте. В том же ряду объявленный 1 сентября очередной поезд из серии «Акварель» с демонстрацией растений из Красной книги столицы.

Транспортная проблема решается сложнее. Прошла целая треть века, как Борис Ельцин с трибуны XXVII съезда КПСС назвал её политической. Но к решению она, похоже, пока не приблизилась. Однако видимость какого-то налаживания жизни приходится создавать. Москва – не тот город, где что-то делается зря. Тем более в такие времена, как теперь. Хотя созданный на ровном месте политический кризис затеняет транспортный коллапс.

В ЮЗАО давно сложилась критическая ситуация: из-за отсутствия адекватного регулирования дорожного движения возник дорожный водоворот в районе метро «Тёплый Стан». Когда ситуация достигла точки кипения, было решено построить здесь транспортную развязку. Максимально быстро, с привлечением так называемых гастарбайтеров. Одновременно носились все рынки, на их месте возводились торгцентры. Не для элиты, нет, а для тех людей, которые получают 20 тысяч и готовы их отдать на развлечения. К примеру, сходить в кинотеатр за 400 рублей

Самое главное – выполнить и перевыполнить план. По заветам того же Бориса Николаевича времён …надцатого партсъезда. «Так быстро метро не росло в Москве никогда за всю историю. Это было не под силу даже во времена СССР, когда метро строили всей страной», – заявил мэр Собянин. На день города намечается что-то грандиозное – открытие нескольких станций метро, может быть запуск дополнительных маршрутов наземного транспорта. Само по себе это необходимо, ведь пассажиры за всё заплатили. Тарифы росли практически ежегодно, если не чаще. Стоимость поездки в метро перешагнула полсотни рублей. Прокатиться на электричке по Москве теперь – после реконструкции – будет на пару рублей дороже. И как всегда обещаются всевозможные льготы и скидки.

Если верить столичным властям, создается некая новая тарифная система, позволяющая пассажирам экономить при пересадке с одного вида транспорта на другой. Ежедневная экономия должна составить до пятидесяти процентов стоимости проезда. Но, как известно, ничего бесплатного не бывает.

Сейчас уже мало кто возмущается тем, что прежняя цена сохраняется только в случае покупки «длинных» билетов – на 60 поездок и более. После сентябрьских выборов, очевидно, последуют новые сюрпризы. Развитие общественного транспорта отстаёт от темпов роста Москвы и Подмосковья. Вдоль трассы, которая ведет на Юг – по направлению к хорошо известному по криминальному прошлому району Солнцево, или, допустим, по направлению к Троицку – виднеются многочисленные недостроенные дома. Когда-нибудь и они будут заселены. А ведь ситуация с транспортом и экологией в Новой Москве не проще Москвы «старой». Московский метрополитен вышел за пределы МКАД, некоторые диаметры охватывают рекордное расстояние. О чём не преминул сказать на днях Собянин.

Проблема в том, что метро – не спальный поезд и не электричка. Перспектива ехать стоя два часа из дома на работу или с работы домой не каждого вдохновляет. Конечно, все зависит от личных качеств и мотивации. Кто-то и десять минут в набитом метро не выдержит, а кому-то и час нипочем. Что касается поездок по автотрассам, тут и говорить не о чем. Осень – наступает время учебы и возвращения из отпусков. Даже в выходные в самом центре машины движутся довольно плотным потоком.

Самое главное – абстрагироваться от того, что происходит вокруг. Смотреть в окно – занятие бесполезное. Там нет ничего, кроме пустоты тоннелей, заполненных кабелями. Можно зато посмотреть на озлобленных соседей по вагону. И оценить реальность.

Особо впечатлит бессчётное количество полицейских. Конечно, безопасности много не бывает (если государство само не превращается в источник повышенной опасности). Но, скажем, проверка документов из-за не очень опрятной (на взгляд проверяющего) внешности – надо ли это? Число контролёров также зашкаливает. Все они снабжены камерами видеонаблюдения, прочей необходимой аппаратурой. Однако в частных разговорах признают, что люди убегают от них как от чумы. Да и платить уже особо нечего. Найдёшь библиотекаря, получающего те самые 20 тысяч рублей – с него, что ли, штраф срубать?

Для справки. Еще в 2018 году было объявлено о повышении штрафа до 1000 рублей. В случае, если он не будет оплачен вовремя – 3000 рублей. Иными словами, государство вслед за братвой включает счетчик. Другой вариант – обязательные работы. Подневольный труд запрещён Конституцией Российской Федерации. Однако Административный кодекс выше Конституции. А ведомственные инструкции ещё выше. Над ними – только устный приказ начальника.

Характерно, что на сайте Московского метрополитена изображена женщина средних лет и тощий студент, предъявляющий удостоверение или карту. Можно пририсовать, например, пенсионерку. Многократно ограбленную государством и окологосударственными мошенниками, но по-прежнему прославляющую известного «чекиста». Впрочем, таких сильно поубавилось.

Концепция сохраняется – покупайте билет на сутки и катайтесь сколько угодно. Разве это так плохо? Ведь в Европе это работает? Если уж колхозник (ну, условный колхозник), накопил денег на поездку в Москву, то почему бы ему не купить суточный билет? Тем более здоровья, как говорится, девать некуда. В общем, стратегия продумана. Не те времена, чтобы жетоны на метро продавать. Сейчас есть браслеты – стильно, модно и молодёжно за 400 рублей. Так что каждый вправе выбирать свой вид транспорта. А ещё лучше для здоровья – пешком.

Юрий Сосинский-Семихат, специально для «В кризис.ру»

Анализ

в России

Транспорт

У партнёров