В будущем году проезд в городском общественном транспорте снова подорожает. Об этом сообщила член бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Петербурга Ирина Иванова. Поездка в метро будет обходиться в 40 рублей, в наземном транспорте — 35.

tramspb2Повышение тарифов спровоцировали сами петербуржцы, утверждают транспортники. Убытки от перевозок уже несколько лет растут из-за того, что горожане всё меньше пользуются общественным транспортом. Причин этому две.

 Во-первых, увеличение числа коммерческих маршруток. Современные горожане уверены:  время — деньги. И старательно экономят именно время. Предпочитая заскакивать в маршрутку, где удобно, переплатить несколько рублей, и прибывать в нужное место почти без задержек. Мало кому захочется выстаивать часами на остановке, а после тащиться в битком набитом автобусе, с завистью глядя на пролетающие мимо маршрутки. Или трястись зимой в холодном трамвае.

Трамвай, кстати, наиболее убыточный вид петербургского общественного транспорта. Его давно бы пора перевести в разряд экзотического экскурсионного. Тем более, что первенство в мире по длине трамвайных путей Петербург уже утратил, так что даже гордиться нечем. Современные трамваи  — удобные, быстрые, экологичные — стоят дорого и требуют, если не полностью новых, то сильно модернизированных рельсовых путей. Что тоже стоит недёшево.

Что же касается и троллейбусов, то это вообще вчерашний день. Нынешний российский гибрид автобуса с трамваем органично совместил в себе все недостатки того и другого. Практически не сохранив никаких достоинств.

Тем не менее, трамваи и троллейбусы, видимо, ещё долго будут загромождать улицы. Комитет по тарифам Смольного согласовал «Горэлектротрансу» увеличение тарифа до 35 рублей.

Вполне очевидно, что маршрутки как вид наземного транспорта наиболее привлекательны. Они мобильнее больших автобусов. В любой точке города (за исключением центра, откуда они изгнаны якобы в целях борьбы с пробками, а на самом деле — просто лоббистами «Пассажиравтотранса») всегда можно найти подходящий маршрут. Если бы «Пассажиравтотранс» давно озаботился созданием собственной разветвлённой сети и модернизацией парка, вместо того, чтобы бездарно тратить дотации, он давно бы уже отчитывался не об убытках, а о заоблачных прибылях.

tramspb3Однако деньги идут на совсем иные приобретения. И это вторая причина убыточности  «Пассажиравтотранса». Оказывается, «Пассажиравтотранс» приобрёл дорогие автобусы Mercedes в расчёте на то, что они будут использоваться на заказных коммерческих рейсах. Но горожане наотрез отказываются пользоваться коммерческими услугами.

Предполагая быстрее окупить покупку, «Пассажиравтотранс» загнул такую цену на свои услуги, что затраты на обслуживание этих комфортабельнейших автобусов значительно превысили доходы от тех немногих заказов, которые всё-таки удаётся заполучить. По словам Ирины Ивановой, заморские автобусы окупятся и начнут приносить прибыль только после того, как закончится их срок амортизации. То есть очень нескоро. Видимо, гораздо позже, чем они устареют морально. Тогда их можно будет спокойно списать за ненадобностью.

Пока же комитет по тарифам согласовал «Пассажиравтотрансу» увеличение тарифа до 35 рублей. В том числе, в связи с ростом цен на бензин и дизтопливо. При том, что цены на нефть неуклонно валятся всё ниже, бензин стоит всё дороже. За это тоже должны платить пассажиры. Ну и разумеется, зарплаты сотрудников. Которые, как обещано, вырастут в «Горэлектротрансе» на 11%, в «Пассажиравтотрансе» — на 6,5%. Вроде бы считается, что повышение зарплат бюджетников и госслужащих — забота государства, а не рядовых граждан. Но это, кажется, уже позабыто.

Пассажирам придётся расплачиваться и за электронные табло, которые будут установлены на остановках общественного транспорта в нескольких районах города. Видимо, чиновники из комитета по транспорту полагают, что постоянно мигающие цифры — время до прибытия ближайшего транспорта и другая столь же полезная информация — скрасят пассажирам долгие часы ожидания этого транспорта. Стоимость этого сомнительного удовольствия 48 млн рублей.

tramspb5Согласовано и увеличение стоимости  проезда в метро. На треть  — до 40 рублей. Хотя изначально метрополитен затребовал 43. Сославшись на увеличение расходов на электроэнергию (11% тарифов). В следующем году «Ленэнерго» собирается повысить тарифы на 10% —20%. Рост зарплаты сотрудников, понятное дело, тоже должны обеспечивать петербуржцы. В будущем году — на 10,5%. Помнится, раньше нас уверяли, что эта зарплата растёт за счёт коммерческой деятельности метрополитена. Которая обширна и не очень прозрачна. На виду лишь огромные территории, прилегающие к станциям метро, сдающиеся в аренду по регулярно повышающимся ценам. Куда девается эта прибыль? Если не на зарплату сотрудников, то, может быть, на строительство новых веток и станций? Но нет, их тоже субсидируют из федерального бюджета.

Однако отчаиваться не стоит. К началу ЧМ-2018 в городе появится выделенная линия аэроэкспересса. Любители быстрой езды в общественном транспорте смогут хоть целый день разъезжать по хорошей трассе из Купчино в Пулково и обратно. Появится и легкорельсовый транспорт, который свяжет Петербург с областью. Раньше приходилось добираться на обычных маршрутках, а то и электричкой. Любители пеших прогулок получат возможность добираться до Крестовского острова (это ведь самая главная, многонаселённая и наиболее часто посещаемая часть города) сразу по двум пешеходным мостам.

Эти мечты, правда, могут и не воплотиться в жизнь. Как выяснилось, компания «Мостотряд-19», нанятая на строительство кровли «Зенит Арены», находится в процессе банкротства. Неосвоенными остались полмиллиарда рублей, которые генподрядчик «Трансстрой» пытается вернуть по гарантии ВТБ. Вернёт или нет — вопрос. Но даже, если вернёт, отставание от графика уже месяц. Запланированные работы выполнены лишь наполовину. Сколько времени потребуется на возврат денег, неизвестно. Если даже ЧМ в срочном порядке не перенесут в Испанию или Англию, на Крестовский ещё долго придётся добираться лишь  маршруткой или в метро.

Анна Мышкина, «В кризис.ру»

Транспорт

У партнёров