Московский троллейбус, куда он умчит?

Московские власти решительно избавляются от троллейбусов – одного из самых экологичных видов транспорта. Сначала речь шла о реконструкции контактной сети, в частности, на Садовом кольце. Однако позднее мэр Собянин объявил о ликвидации московского троллейбуса. Вообще. За ненадобностью. Предложено заменить его на более эффективный электробус.

Еще в 2016 году корреспондент 1 канала радостно сообщал о том, что в центре ликвидируются троллейбусные маршруты. Поскольку провода «портят вид на храм Христа спасителя». Для сведения: в Москве никогда прежде не бывало «собянинской» плитки, качелей в виде рыбок и псевдоевропейских ресторанов с обслуживанием на уровне «позднего совка». Так называемое восстановление исторического центра Москвы едва ли имеет хоть какое-то отношение к реальности. Легко обмануть вчерашних школьников, которые не имеют никакого понятия об истории столицы. Но не взрослых москвичей.

«Московский троллейбус будет ликвидирован», – заявил Сергей Собянин на заседании Президиума Госсовета. Москвичи опасались такого решения. Но, так или иначе, новость не стала большой сенсацией. Несколько тематических статей было опубликовано, но в целом действия столичных властей прошли незамеченными. Для тех, кто не очень разбирается в теме, официальные СМИ предложили версию о замене троллейбусов электробусами. Которых в Москве, по сути, никто не видел.

К слову, 7 октября отмечался день Московского троллейбуса. «Рогатые», как их называют в народе, перевозят пассажиров с ноября 1933 года. Троллейбус впервые появился в столице 15 ноября, когда открылось движение по первому маршруту от Белорусского вокзала до Сокола. Проект строительства троллейбусной линии возник ещё в далёком 1924 году. Только в декабре 1932-го советским заводам было поручено строительство первых троллейбусов.

В своё время Москва считалась «троллейбусной столицей мира». Потом этот титул достался Минску с его 64 маршрутами. Количество троллейбусов в Москве в своё время достигало двух с половиной тысяч. Сейчас возвращается эпоха девяностых, когда списанные троллейбусы стояли во дворах, а москвичи по полчаса стояли на остановках…

Так или иначе, несмотря на заявленное московскими властями восстановление контактной сети, ни один из троллейбусов в центре Москвы так и не был запущен. Коммуникации уничтожены. Все сделано для ликвидации Московского троллейбуса. Среди ликвидированных маршрутов – 33, 9, 48, 62, 84, 45 и ряд других.

«Многие жители России считают, что троллейбусы – устаревший вид транспорта, однако пример Казани отчетливо демонстрирует, что они необходимы крупным городам», – цитируют СМИ слова профессора Университета Пенсильвании Вукана Вучича.

Напомним, что ещё в апреле 2016 года работники «Мосгортранса» подписали открытое письмо к мэру. С призывом сохранить троллейбусы в центре города. По мнению составителей петиции, демонтаж линий экономически невыгоден. Отказываясь от троллейбусов и заменяя их другими видами транспорта, Москва потратит больше денег, чем сэкономит, уверены авторы обращения. Разумеется, обращение осталось без ответа… Хотя не раз в Москве проводились митинги в защиту троллейбуса. Но число собравшихся редко превышало несколько сотен человек.

Многое делается для того, чтобы «развивать» московский трамвай. И здесь надо обратить внимание на те троллейбусные и трамвайные маршруты, которые уже существовали. Недавно отмененный 78-й троллейбусный маршрут связывал северные районы столичного мегаполиса с Белорусским вокзалом. Трамвай улучшил транспортное сообщение в центре Москвы, но за пределами центра ситуация ухудшилась. Строятся очередные «потёмкинские деревни».

Разумеется, никакой новой трамвайной линии создано не было. К примеру, власти восстановили трамвайное движение в районе Тверской заставы. Туристы, которые осмелятся посетить российскую столицу, восхитятся европейским шиком столичного мегаполиса. Хороший подарок для болельщиков ЧМ-2018. Быть может, кто-нибудь – пусть хоть один из миллиона – назовёт Москву европейской столицей…

Юрий Сосинский-Семихат, специально для «В кризис.ру»

Поделиться