Санкции США по «Северному потоку-2» вступили в силу. Премьер Медведев отнёсся к произошедшему с полным равнодушием: подумаешь ― месяц туда, месяц обратно, всё равно когда-нибудь непременно построим. Тем более, что вот и Дания наконец-то дала разрешение на строительство трубопровода в своих территориальных водах. Да и Германия с нетерпением  ждёт российского газа. Даже вроде бы готова наплевать на собственных уток и прочих пернатых и допустить строительство трубопровода в то самое время, когда они слетаются в Европейский птичий заповедник.

Но вот незадача: швейцарская строительная корпорация Allseas, которая ещё несколько дней назад успешно укладывала трубы «Северного потока-2» по дну Балтики, теперь прекратила работы. По крайней мере, до тех пор, пока действуют американские санкции. Оно и понятно ― ущерб от этих санкций в разы превышает любые потери, связанные с невыполнением контракта. Репутационные точно, а это практически то же, что и финансовые. Ведь репутацией респектабельные швейцарцы по большей части дорожат. Ну, может, выдадут раз-другой банковскую тайну, но в целом стараются поддерживать реноме. Поэтому судно-трубоукладчик покинуло датские воды сразу же после того, как санкции вступили в силу.

«Уверяю вас, что этот проект будет обязательно завершён. Безусловно, он будет завершён и введён в эксплуатацию»,— словно мантру повторяла спикер Совфеда Матвиенко по поводу «Северного потока-2». Не удержалась от обличений, назвав американские санкции апофеозом абсурда.

Однако абсурд состоит в том, что заменить ренегатские швейцарские суда-трубоукладчики в РФ оказалось нечем. Хотя, как утверждает премьер, у «Газпрома» есть альтернативные варианты. Даже два. Во-первых, принадлежащее «Газпрому» судно-трубоукладчик «Академик Черский», ещё в 2015 году купленное как раз для такого аврального случая за €1 млрд. С сентября нынешнего года судно находится на ремонте в порту Находка. На запчасти для этого ремонта «Газпром» потратил более 100 млн рублей. По данным специалистов, «Академик Черский» теоретически мог бы работать в Балтийском море. Но только через два месяца. Если к тому времени будет отремонтирован. Во-вторых, «Газпром» мог бы также задействовать на прокладке трубопровода баржу «Фортуна». Однако она предназначена лишь для работ в прибрежных водах. Кроме того, не соответствует ряду требований, выдвинутых Данией.

То есть альтернатива есть, а «таких судов, которые прямо сегодня могли бы быть взяты откуда-то и приступить немедленно к работе, в наличии нет». Так, по крайней мере, считает глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. А он, кажется, всё-таки немного более в курсе, чем премьер.

Рахманов также добавил, что на создание собственных судов потребуется несколько лет. Сначала 1,5―2 года на проектирование, потом ещё 3―4 года на строительство. «К сожалению, это для нас будет, как всегда, что-то сделанное с нуля, поэтому в меньшие сроки мы не уберёмся», ― признался он. Но напомнил, что «страна, которая построила атомный ледокол и подводные лодки, сможет сделать всё». Да что там ледокол! Аккурат сегодня Путин заявил о том, что РФ обзавелась единственной в мире гиперзвуковой ракетой «Циркон» наземного базирования. Вот ни у кого такого чуда смертоубийственной техники нет, а у армии РФ появилось. Дрожи, Америка!

Так неужели не сделать какую-то обыкновенную гражданскую посудину? Да легко! Каких-нибудь шесть лет, и она заработает. И всего за несколько месяцев достроит оставшиеся полторы сотни километров этого «Северного потока-2». Вопрос лишь в том, что же раньше-то от строительства  останавливало? Тем более, что, по словам того же Рахманова, ничего сложного в этом уникальном судне нет: два примитивных плавстредства, а между ними трубоукладчик. Ещё, правда, там же спецзавод по сварке этих труб, но это уже мелочи. Остановило, объясняет Рахманов, то, что использовать чужое было проще, чем изобретать своё. Но вот теперь, когда чужое сплыло (в прямом смысле), займёмся всерьёз импортозамещением. Оно, конечно, дороже и дольше получится, но зато с гарантией. «Ну, немножко чуть больше времени на это уйдет, но ничего страшного, ― успокоил соотечественников премьер Медведев. ― Месяц туда, месяц обратно. На несколько месяцев больше. Какая катастрофа? Никакой катастрофы нет, особенно в условиях, когда мы договорились с украинцами по транзиту».

Катастрофы действительно нет, если уповать на милость Украины. Которая пока что соглашается на транзит российского газа ещё в течение 5 лет. На своих условиях, разумеется. Согласно договору, подписанному Алексеем Миллером и правительством Украины, «Газпром» прокачает через территорию сопредельного государства как минимум 65 млрд кубометров в 2020 году и 40 млрд кубометров в 2021―2024 годах. Никак не меньше, иначе придётся платить штраф. Транзит будет осуществляться по «конкурентному» тарифу. Который в полтора раза выше того, что будет стоить транзит по «Северному потоку-2». Одновременно с этим до конца нынешнего года «Газпром» выплатит Украине почти $3 млрд долгов по решению Стокгольмского арбитража. Всего же попытка гнать газ в обход Незалежной пока что обошлось «Газпрому» в $20 млрд.

И это не предел. С 2023 года от российского газа откажется Польша. Стоимость газа в Европе неуклонно снижается за счёт поставок из США и Катара. Постепенно отказывается от российского газа надёжный турецкий партнёр Эрдоган ― он всё больше пополняет свои запасы из братского Азербайджана. В результате сроки окупаемости «Северного потока-2», а заодно и «Турецкого потока» устремляются в бесконечность, а прибыли ― к нулю.

В начале декабря, согласно опросу «Левада-центра», треть россиян (30%) считали возможными массовые акции протеста с требованиями социально-экономического характера, против падения уровня жизни, в защиту своих прав. Каждый четвертый выразил готовность лично участвовать в таких акциях. Это 37 млн человек, почти вчетверо больше, чем всех российских силовиков, коих 8,5 млн, включая судей, таможенников, вертухаев и частных охранников (которые не факт, что непременно на страже режима). Чем будет откупаться от них власть, учитывая нынешнее состояние нашей энергетической сверхдержавы?

Анна Мышкина, «В кризис.ру»

(Visited 1 times, 1 visits today)

У партнёров