Они упали

Пока российская сборная уверенно движется от победы к победе, набирая очки и фанатов, власть РФ столь же уверенно теряет популярность. Всего за неделю Путин — национальный лидер и президент в одном лице — утратил 8% доверия соотечественников.  И всё из-за бензина. Ну ещё и пенсионная реформа не вовремя подоспела. В общем, как в старом детском фильме: «Мошка, комар… Какие люди гибнут…»

Количество «безусловно доверяющих» Путину всего за неделю снизилось до минимальных 30%. Тех, кто в той или иной степени не доверяет стало 28%. Ещё 33% стали доверять меньше. Про Медведева лучше не вспоминать. Ему безусловно доверяет только 8% опрошенных, а 35% не доверяют совсем. Хотя снижение этого доверия по сравнению с путинским незначительно (1%), да и утратил он его давно, так что терять практически уже нечего. Зато неожиданно вырос рейтинг бывшего претендента в президенты Павла Грудинина. С 8% до 11%. Если учесть, что ещё полгода назад в собственной деревне ему не все доверяли, этак недалёк тот день, когда уровень доверия ему превысит президентский. Любопытно было бы узнать рейтинги Бабурина и Сурайкина, может, они тоже подросли. Или хотя бы превысили результат, показанный на выборах.

Столь резкая утрата доверия к совсем недавно и законно избранному президенту вызвана, как уверены социологи, всего двумя причинами. Первая — экономическая. Цены на бензин. Несмотря на его публичные обещания прекратить рост цен на топливо, они продолжают расти. Медленно, но верно. Уж вроде бы всё решено, акцизы снижены, цены заморожены. Крупные нефтяные корпорации, преисполненные человеколюбия, договорённости соблюдают. От этого запредельного альтруизма, по словам вице-премьера Дмитрия Козака, они ежедневно теряют 1 млрд рублей недополученной прибыли.

А бензин всё равно дорожает. Это, оказывается, даже Сечина «как автомобилиста расстраивает». По данным Росстата, на прошлой неделе им-таки удалось подняться на 0,1%. Понятно, что такой скромный рост не идёт ни в какое сравнение с предыдущими темпами роста — в мае почти на 6% по сравнению с апрелем, а к середине июня — на 8% по сравнению с началом года. Тем не менее, он всё-таки продолжается. И его как-то надо объяснять. Эту непосильную задачу взяла на себя ФАС. И тут же всё разъяснилось. Во всём виноваты независимые АЗС. Это из-за них несчастные автомобилисты переплачивают лишние рубли. ФАС, конечно, неустанно бдит, но некоторые мелкие АЗС всё-таки умудряются втихую цены повышать.

А что им ещё остаётся делать? Для повышения доходности нефтекомпаний правительство обещает ввести так называемый плавающий акциз. Суть его в том, что бюджет будет компенсировать нефтяникам половину разницы между экспортной ценой реализации (цена продажи минус транспортные расходы) и внутренней ценой. Но это никак не влияет на прибыльность бизнеса мелких независимых трейдеров. Их прибыль в лучшем случае остаётся нулевой, поскольку, как говорит Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков», поскольку они всё ещё реализуют дорогой товар, закупленный несколько недель назад. Для того чтобы независимые АЗС получили хоть какую-то прибыль, нужно, чтобы оптовые цены на бензин были меньше как минимум на 4—5 тысяч рублей за тонну, считает Илья Мороз, гендиректор «Совета по товарным рынкам».

По данным Независимого топливного союза, соглашение правительства с крупнейшими нефтекорпорациями по заморозке розничной цены на бензин и дизельное топливо попросту разоряет владельцев независимых АЗС. Во многих регионах они уже начинают массово закрываться. «Собственники независимых АЗС загнаны в тупик налоговой и регулятивной политикой правительства РФ. Последнее соглашение вице-премьера Козака с крупными нефтяными компаниями о заморозке розничных цен — только самая вершина того айсберга проблем, с которой столкнулись независимые игроки топливного рынка», — говорит президент Независимого топливного союза Павел Баженов. По его словам, это может привести к монополизации топливного рынка, реальной социально-экономической катастрофе и разрушению всей топливной инфраструктуры в РФ.

Между тем, налоговый манёвр, состоящий в обнулении экспортных пошлин и повышении НДПИ, против которого выступали независимые АЗС, правительством одобрен окончательно. По мнению экспертов «Роснефти», в результате этого цена на бензин за шесть лет вырастет в 1,5 раза. За это же время казна увеличится на 1,3—1,6 трлн рублей.

Ещё 1,5 трлн рублей принесёт пенсионная реформа, предусматривающая повышение пенсионного возраста. Как выяснилось, 90% населения РФ её не одобряют. Однако никто не ждёт, что это неодобрение выльется в реальный народный протест. Карманные кремлёвские профсоюзы уже всерьёз принялись за дело. По всей стране запланированы мероприятия, которые по замыслу их устроителей канализируют весь праведный народный гнев. Репетиция уже состоялась.

Сегодня в Красноярске, где-то далеко на выселках Федерация профсоюзов Красноярского края провела согласованный с властями митинг. Участники принесли плакаты «Остановить пенсионный геноцид», «Рабочий класс не дадим извести», «Правительство в шахту за пенсией», «Антинародное правительство в отставку!» Однако основной лозунг был очень скромным: «Профсоюзы Красноярского края против повышения пенсионного возраста!» Выступить позволили всем желающим. Дали от души поругать условия труда, плохую медицину, низкую зарплату и сам новый закон. В конце митинга вынесли резолюцию. Основной её пункт — не отставка правительства, которой потребовали большинство из собравшихся тысячи человек, а создание 2 млн рабочих мест. Под это и собирали подписи. Их ещё будут собирать в течение двух недель. Потом отправят в правительство. То самое, которое уже приняло решение о повышении пенсионного возраста и продавливает его в Госдуме. Подобные протестные акции запланированы ещё в полусотне крупных городов страны.

Кстати, накануне в том же Красноярске прошло собрание акционеров «Роснефти». Некий миноритарий Леонид Пронин заявил, что выплаты руководству госкорпорации завышены. И сравнил их с пенсиями, которые составляют в среднем 10—15 тысяч рублей в месяц. Ох, что тут началось! Отвечать взялся сам Сечин. «370 млн рублей в год — я вообще не понимаю о чём идёт речь! Можно с Луны взять какие-то цифры… Зарплаты нашего менеджмента в среднем ниже, чем в частных компаниях». Вот ведь нищеброды. А ведь им, «как автомобилистам» ещё и за бензин приходится платить…

Но платить надо не только Сечину и не только за бензин для собственной машины. Платить надо правительству за новый «майский указ» Путина и его же «ускорение российской экономики до темпов выше мировых». По предварительным подсчётам 8 трлн рублей. «Бензиновых» и «пенсионных» на это не хватит. Поэтому решено потрясти население ещё основательнее. Как ожидается правительством, дополнительные 1,5 трлн рублей можно выжать, повысив НДС.

Тут уж взвыл даже недавний участник президентской гонки бизнес-омбудсмен Титов, активно агитировавший своих избирателей за своего конкурента Путина. «Совершенно напрасно некоторые далёкие от реальности люди считают, что повышение НДС на 2% отнимет кусок у богатеев и отдаст его на благое дело — социальные проекты, инфраструктуру и так далее. НДС всегда перекладывается на конечного потребителя», — заявил он.

Далёким от реальности называет Титов правительство. Вроде как лишь оно и виновато в том, что российская экономика превратилась в распил всего, что только можно. Будто рейтинг падает только у одного Медведева, а президент — по-прежнему весь в белом. Однако ещё раз: рейтинг премьера упал всего на 1%, президента — сразу на 8%. Конечно, Росстат и прочие кремлёвские соцопросники вскорости могут пересчитать это не в минус, а в плюс, но народ-то цифрами не обманешь, он всё видит и понимает.

Анна Мышкина, «В кризис.ру»

Поделиться