«Мы можем пойти так далеко, насколько захотим, мы можем построить всё, что захотим. Но если мы не будем проповедовать Христа, всё будет напрасно. Мы станем просто набожной неправительственной организацией», — сказал папа Франциск в день своей первой мессы в Сикстинской капелле. Его нынешний визит в Латинскую Америку доказывает, что Святой понтифик слов на ветер не бросает.

papafran3Поездка по Латине, которую папа скромно называет паломничеством, больше напоминает триумфальное шествие. Только в Кито на мессу «папы бедняков» собралось 10% населения всей Эквадора. Навес, возведённый над временным алтарем, где папа совершал мессу, будет переделан в часовню на окраине столицы в одном из бедных кварталов. А говорил Франциск с паствой не только о вере и не только на языке индейцев племени кечуа. Папа напомнил жителям всей Латинской Америки о единении, позволившем добиться независимости от Испании. «Чуть более чем 200 лет назад было достаточно уверенности и силы в стремлении к свободе», — сказал он.

В Боливии, куда Франциск направился после Эквадора, встреча была не менее впечатляющей. Даже торговцы языческими амулетами, не ожидавшие от его визита ничего хорошего и утверждавшие, что «этот папа — бог для европейцев, но не для инков», смягчились и выложили на свои прилавки традиционные сласти с изображениями католических святых.

Сначала была встреча с президентом Эво Моралесом, вручившем ему деревянное распятие — точной копии работы испано-боливийского иезуитского священника Луиса Эспиналя, борца за права человека, убитого в Ла-Пасе в 1980 году. «Понтифик должен был получить его, так как он является папой бедняков». А следом — проповедь, которую можно назвать программной.

papafran2Она была посвящена экономическим проблемам современности. «Не будем бояться сказать: мы хотим перемен, настоящих перемен, структурных перемен», — сказал Франциск. Нынешняя мировая экономическая система «навязывает желание получить прибыль любой ценой, не беспокоясь о социальной изоляции или разрушении природы… Эта система на сегодня недопустима: её находят недопустимой земледельцы, различные сообщества, люди, сама Земля находит её недопустимой». Папа напомнил, что бедных нельзя использовать лишь как поставщиков сырья и дешёвую рабочую силу в развитых странах. По его мнению, когда капитал начинает управлять людьми, «жадность к деньгам становится во главе социально-экономической системы. Это разрушает общество, осуждает и порабощает мужчин и женщин, разрушает человеческое братство, это настраивает людей друг против друга, и, как мы ясно понимаем, это даже ставит под угрозу наш общий дом». Ненормально, сказал папа, что у многих земледельцев нет земли, у семей нет дома, у рабочих нет прав. «Эта система невыносима».

Такая позиция — очевидное современное продолжение энциклик Rerum Novarum папы Льва XIII, Quadragesimo Anno папы Пия XI и Centesimus Annus папы Иоанна Павла II, в которых провозглашается современная социальная доктрина католической церкви и осуждается рыночная экономика. Право частной собственности, утверждают энциклики, не абсолютно. Бог создал Землю для общего блага, и все продукты труда являются общечеловеческим достоянием. Экономическая система должна в первую очередь обеспечивать ответственность бизнеса перед обществом.

papafran1Это не первое подобное выступление Франциска. Ранее он уже говорил, что не следует путать общее благо с благосостоянием. Благосостояние связано с материальным благополучием, ведущим к эгоизму, социальной разобщённости и коррупции. А накануне его отъезда Ватиканская газета L’Osservatore Romano опубликовала статью, посвящённую кризису в Греции. Долговой кризис в Греции, говорилось в статье, даёт возможность «определить новую концепцию Европы» и разработать способы нахождения единства не на деньгах, а на иных ценностях. L’Osservatore Romano считает, что растущий разрыв между руководством Европейского Союза и простых людей увеличивается, и требуется иная модель интеграции, чем «банковский союз или финансовое объединение». Новая модель европейского объединения не может представлять «дворцы в Брюсселе, неизбираемые элиты и закрытые европейские клубы как старая франко-германская ось». Иначе неизбежно возрождение левацкого авторитаризма, уже представленных в Европе греческой СИРИЗА и испанской ПОДЕМОС.

Есть более насущные проблемы, чем «техническое объединение» Европы в рамках банковского и валютного союза. Это иммиграция, здравоохранение, образование, социальная политика.

Похоже, если Франциск продолжит свою проповедь солидаризма, она будет услышана не только сотнями миллионов католиков, но — как в случае Иоанна Павла II — миллиардами жителей Земли. В этом случае он, как и его великий предшественник, сможет изменить картину современного мира. Бог в помощь!

Ульяна Коваленко, специально для «В кризис.ру»

(Visited 8 times, 1 visits today)

У партнёров