Пассажиры бестурникетного рая

Конец прошлого месяца был отмечен очередной «радостной» новостью. На этот раз – касаемо жилищно-коммунальных и транспортных тарифов. Россиянам предстоит вскорости ощутить на себе их поступательный рост. Где-то он уже ощутился с 1 августа. Где-то предстоит позже. Но это в любом случае вопрос времени. Цены на проезд в общественном транспорте повысятся в Москве, Санкт-Петербурге, Курске, Челябинске и ряде других крупных городов.

Что до столичного транспорта, то мэр Сергей Собянин объявил о полной отмене турникетов с сентября 2018 года. Кроме метро, разумеется. Соответственно, количество контролёров в наземном транспорте Москвы к осени возрастёт в полтора раза. Причём, по мнению администрации, водители и сами могут подключаться к обеспечению пассажирских выплат. Они ведь прекрасно видят, кто из пассажиров «забыл» оплатить проезд. И могут напомнить, не дожидаясь прихода контролёров.

Мера в принципе разумная. Мечты «Саши и Шуры» Анатолия Алексина – честные города, автобусы без кондукторов, магазины без продавцов, школы без экзаменов – остались в раннехрущёвских временах трогательной романтики. «Экзамены пока ещё, к сожалению, не отменили», – вздыхал алексинский Шура, только что выгнанный из автобуса гопниками-безбилетниками. Даже тогда. Что уж говорить про теперь.

Мундиаль закончился. Теперь можно вновь наращивать штаты полицейских и контрольных органов. Дабы «прессовать» население, так и не проникшееся высокой сознательностью. Для начала количество московских контролёров возрастёт на полторы сотни. Зайдёт пассажир в автобус, увидит в салоне бдительных служащих и поймёт, что не платить – себе дороже. Хотя 55 рублей или 110 рублей на две поездки – не советские 5 копеек. Которые каждый заплатить мог, но далеко не каждый хотел и платил. А теперь придётся. Или иди пешком. Что и требовалось доказать.

Очередная кампания охоты на «зайцев» развернулась в Москве ещё весной. И в наземном, и в подземке. Во многих автобусах, троллейбусах и трамваях были убраны турникеты. Им на смену пришли контролеры. Своевременно, если учесть подорожание. Укладывающееся в общий разгром лужковской системы льгот.

В свое время, когда администрация Собянина только утверждалась у власти, было много рассуждений о развитии наземного транспорта, о выделенных полосах и т.д. Почему-то это не сработало. Зато ведётся перманентная переделка всего и вся. Дорогостоящая и неблагодарная.

Некогда мэрия Лужкова приняла решение снести трамвайные пути в районе Лесной улицы. К мундиалю были заново отстроены рельсы в районе Тверской заставы. Сейчас эксперты, находящиеся на службе у московского правительства, называют трамвай чуть ли не самым перспективным видом транспорта. Тогда как троллейбус объявляется устаревшим. Основной акцент делается на высокой пропускной способности: 15 тысяч пассажиров за час. Тем не менее, в ряде районов трамваи по-прежнему стоят в пробках или выходят из строя. По техническим, как говорится, причинам.

Среди обещанных достижений – электробусы. Сомнительный проект, если принять во внимание финансовые затраты и отсутствие долгосрочных испытаний нового вида транспорта.

Платить же за все удовольствия предстоит пассажирам. Стоимость проезда в метро в 2019 году может существенно измениться в самых населённых городах России — Москве и Санкт-Петербурге. Так или иначе, в контакт-центре ГУП «Мосгортранс» отказались давать комментарии по этому вопросу. Одно радует: вместо гудков звучит музыка Чайковского. Что само по себе симптоматично.

По прогнозам экономистов, в 2019-м стоимость транспортных услуг может увеличиться на 7–8%. Сведения, впрочем, разноречивы. В сентябре предстоит региональный день голосования. Так что народ лучше не слишком злить. В северной столице обсуждается возможность двухрублёвого повышения. По другим данным, цены останутся на прежнем уровне за счет бюджетных вливаний.

Средства косвенно перераспределяются от регионов к центру. Но это уже другая тема. В тренде разделение тарифов: стоимость проезда варьируется в зависимости от того, платит ли пассажир наличными либо по транспортной или банковской карте. Ещё одна «фишка дня»: ночью транспорт будет стоить дороже из-за низкой рентабельности. Логики никакой, но попытки рационализации делались и раньше. Чиновники предлагали заменить автобус на маршрутку в вечернее время из-за низкого пассажиропотока.

Регионы в ценовом отношении тянутся за Москвой. Каждый месяц появляются сообщения, как где-то изменяется стоимость проезда в общественном транспорте. Всему виной увеличение цен на бензин и солярку, о чем не очень принято говорить. Пересмотр тарифов, как правило, везде обосновывается одинаково – рост себестоимости пассажироперевозок, стремление  обновить подвижной состав, повысить зарплату работникам транспортных предприятий. И это только начало…

Юрий Сосинский-Семихат, специально для «В кризис.ру»

Поделиться