Пропавшая экспозиция

Обычно говорят, что понедельник день тяжелый. Но для ряда гражданских активистов, сотрудников Интерьерного театра и петербургской общественной организации «Жители Блокадного Ленинграда» тяжёлым стал четверг. Нешуточные страсти неожиданно разгорелись на Невском проспекте, 104 – вокруг выставки, посвящённой 140-летию Януша Корчака.

Эту экспозицию сотрудники Интерьерного театра смонтировали на первом этаже занимаемой ими лестницы. Открылась выставка 21 июля. Но лестницу Интерьерный занимает совместно с ЖБЛ, Международной ассоциацией общественных организаций блокадников города героя Ленинграда и ещё несколькими структурами. Люди, призванные представлять интересы блокадников, относительно спокойно взирали на происходящее с минувшей субботы. Или, быть может, никто из них не появлялся в здании с 21-го по 25-е.

А вот сегодня в СПб ОО «ЖБЛ» ожидалась генеральный консул Германии Эльте Адерхольд. С немецкими дипломатами наши ветераны и блокадники давно и успешно сотрудничают. Что, конечно, можно только приветствовать. Но взаимная предупредительность порой зашкаливает. Общественники решили, что экспозиция о трагическом подвиге великого польского Педагога и фотокопии «Прогулка по Варшавскому гетто» из иерусалимского музея Яд-Вашем заденет патриотические чувства немцев. Председатель правления СПб ОО «ЖБЛ» Елена Тихомирова в разговоре с «В кризис.ру» назвала выставку «провокационной» и сказала, будто блокадники не имели понятия, кто её у них в подъезде устроил. А провести переговоры с Интерьерным вчера не удалось. Никто якобы дверь не открыл.

Сотрудники театра вообразить не могли, будто такая выставка способна вызвать какие-либо возражения. Тем более у граждан Германии, где давно покончены счёты с нацистским прошлым, старая вина и ответственность признаны на общенациональном уровне, совершается деятельное искупление (в отличие от… но это особый большой разговор). С немецкой стороны никто, естественно, и не возражал. За какое государство вообще надо принимать ФРГ, чтобы предположить обратное? Такое предположение действительно можно счесть оскорбительным. Но – прямо говоря, нынешняя государственная идеология побуждает к этому. Заходится же агитпроп РФ в истериках при напоминании, к примеру, о Венгрии 1956 года. Вот и экстраполировали это на немцев.

Но вполне допустимо предположить, что руководство ЖБЛ просто возмутилось «самоуправным» действием. Почему Интерьерный театр не согласовал по всей форме размещение выставки?! Скорей всего, так и следует позицию Елены Тихомировой: «Выставка не была с нами согласована. Надо было спрашивать у хозяев, а то можно нарваться и на международный скандал». Международный – не больше, не меньше. По словам Тихомировой, обнаружив вчера неведомо откуда взявшуюся выставку, хозяева обратились к коменданту «Дома ветеранских организаций». Эта структура расположена по адресу Тамбовская улица, 16. Для ЖБЛ на Невском она выполняет роль своего рода управляющей компании.

Комендант «прислал мальчика» – для демонтажа экспозиции (чего уж там). «Мальчик» экспозицию разобрал (довольно небрежно). После чего сложил экспонаты в «блокадной» кладовке. Всё, казалось бы, элементарно. Правда, при этом несколько нарушается УК РФ – налицо как минимум признаки самоуправства. Но даже уважение к диктатуре закона пасует перед непрошибаемым в наших краях почтением перед заграницей. Вспомним обычное советское: «Со мной иностранцы, пропустите без очереди!» – даже если самим иностранцам это совершенно не нужно. Такова, кстати, цена всем державно-ксенофобским компаниям, «можем повторить» и т.д. и т.п. Давно ли была развязана позорно-идиотская травля новоуренгойского школьника Николая Десятниченко, выступившего в бундестаге с речью о примирении? И вот: а вдруг немцы будут недовольны? – это на первом месте. (Был случай, президент Белоруссии Александр Лукашенко даже похвалил Гитлера в интервью германскому изданию – простодушно решил, будто немцам приятно такое слышать.)

Но подчеркнём ещё раз: германские представители никак не причастны к демонтажу антинацистской выставки. Их даже не ставили в известность. Иначе понятно, какова была бы их реакция: этого делать не надо. Тут и гадать не приходится. «Очень странно. Конечно, нас бы это не обидело», – сказала генконсул Адерхольд.

На следующий день гражданским активистам пришлось прибегнуть к помощи того самого закона. В этом принял участие депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский. Главный художник Интерьерного театра Марк Борнштейн – представитель собственника пропавших экспонатов – оформил по телефону заявление в службу «02». В связи с хищением фотографий и театральной декорации, на которой они смонтированы. Это была декорация к спектаклю «Страх и нищета Третьей империи» по пьесе Бертольда Брехта, рассказал Марк Иосифович корреспонденту «В кризис.ру». Актуально, кстати…

Театральные активисты под руководством журналистки Светланы Кульчицкой раздавали на Невском флаеры-приглашения на выставку. В ходе этой акции выяснилось, что 90% прохожих не знали, кто такой Корчак. Но – «Они даже не слышали этого имени. На экспозицию смотрели с огромным интересом. Говорили детям: «Смотрите внимательней, в школе вам об этом не рассказывают», – вспоминает Марк Борнштейн.

Он также сообщил, что вечером 21 июля в театре состоялся просмотр фильма Анджея Вайды, посвящённого Янушу Корчаку. В акциях памяти Корчака участвовали Польский институт в ПетербургеЕврейский общинный центр и Дом Галича. Поэма Александра Галича «Кадиш» исполнялась под еврейскую музыку.

Конфликт с ЖБЛ прокомментировал для представителей СМИ главный режиссер Интерьерного театра Николай Беляк. По его словам, ещё два десятилетия назад Интерьерный украсил общий подъезд и… ЖБЛ обратились с заявлением в прокуратуру. Тогда вопрос решился депутатским вмешательством. После этого серьёзных проблем не возникало. Блокадников устроили подобранные театром шторы, которые скрыли дефекты старого подъезда, нуждающегося в ремонте. Со своей стороны, сотрудники театра закрывают глаза на плакат-триптих, вывешенный ЖБЛ на подступах ко второму этажу. Хотя Беляк называет это произведение «чудовищными картинками в эстетике 50-х годов».

Но вернёмся к сегодняшним событиям. На место происшествия прибыл сотрудник полиции. Только в его присутствии секретарь ЖБЛ пропустила депутата с сопровождающими. Дальше пошла обычная разборка: нет ключа от кладовки, зайдите позже и т.д. Когда позже? Ну, например, после четырех часов дня. Член правозащитного совета Петербурга Григорий Михнов-Вайтенко оценил «старую закалку»… Однако приезд полицейского возымел действие. Справедливость восторжествовала. Выставку вернули. Но осадок остался.

Поторопились, короче. С кем не бывает. Но даже из такого события стоит извлечь урок. Во-первых, не каждое государство мечтает «повторить» худшие страницы своей истории. А во-вторых… Впрочем, коммунальные свары уже описал Михаил Зощенко, не будем повторяться.

Алексей Лейн, специально для «В кризис.ру»

Поделиться