С пятницы в петербургском метро пассажирам продают только по одному жетону в руки. К кассам выстраиваются огромные очереди. Проверкой жалоб граждан, считающих, что их права грубо нарушены, занимается городская прокуратура и УФАС. А тем временем  на горизонте уже появились спекулянты, готовые продать 28-рублёвый жетон за 50 рублей.

metrocher2В первые часы новации, только достоявшись до кассы, многие узнавали, что смогут купить всего один жетон. У заветного окошка то и дело вспыхивали перепалки, что ещё сильнее тормозило очереди. Кричали и плакали дети, матерились не только папы, но порой и мамы. Когда скандал доходит до апогея, в ситуацию вмешивается предусмотрительно дежурящий в непосредственной близости от эпицентра событий страж порядка. Все автоматы по продаже жетонов заблокированы, на экранах красуется крестик в виде буквы «икс».

На станции метро «Ленинский проспект» за жетончиком приходится стоять минут 15-20, и это немного. В центре Петербурга на некоторых станциях люди стояли по 40 минут и дольше. Коротая время в очереди, граждане рассказывают, сколько и что именно теряют они, их друзья и родственники от этой инициативы метрополитена, администрацию которого не отделяют от городских (как минимум) властей.

Молодой человек опаздывает на важную встречу, хотя вышел специально на полчаса раньше. К чете средних лет приехали в гости родственники, завтра они уезжают, и как им теперь стоять в километровой очереди с чемоданами, баулами и младенцами? «Извините, может быть, в виде исключения, продадите хотя бы четыре штуки? — заискивающе делает попытку дама. – Понимаете, у нас…» «Да вы что, читать разучились? Вот же написано по-русски: один жетон в одни руки!» – с истерическими нотками в голосе ответствует кассир. Действительно, объявление процитированного содержания прикреплено на окошке кассы.

Возмущённые пассажиры, не стесняясь в лексике, высказывают своё мнение о руководстве петербургского сабвея и о чиновниках, допускающих такое. Все сходятся в одном: на коварно-враждебном Западе, мечтающем заблокировать наши пути высокой духовности, такое было бы в принципе невозможно. Пассажиры завалили бы инициаторов миллионными исками. И выиграли бы вчистую. Свои убытки в стоимостном выражении подсчитывают и многие петербуржцы. Однако перспектива таких исков в нашем правовом поле неясна. Точнее, совершенно ясна.

metrocher1Руководители ГУП «Петербургский метрополитен» объясняют свои действия тем, что многие граждане якобы запасают жетоны впрок, дабы пользоваться после подорожания. Сомнительно, носит ли это явление массовый характер. Мало кто станет тратить столько жизненной энергии ради трёх рублей (с нового года жетон подорожает до 31 рубля). Хотя представители метрополитена называют цифры со многими нулями: по их подсчётам, такое количество жетонов пассажиры уже купили на всякий случай. Но даже если и так, вряд ли это достаточное обоснование, чтобы ограничивать людей в праве на проезд.

Метрополитен, во-первых — государственная структура; во-вторых – монополист. У человека нет возможности выбрать альтернативное метро, и этим откровенно пользуются, насаждая свои правила игры. Сейчас проверкой пассажирских жалоб занимается прокуратура Петербурга и Управление ФАС.

Примечательно, что, якобы упреждая спекулятивные игры, руководство ГУП добилось обратного эффекта. Именно сейчас на подходах к некоторым станциям метро в центральных районах и на периферии гигантских очередей появились спекулянты, которые готовы продать жетоны с наценкой. По разным данным, одна поездка в обход кассы стоит на сегодня от 40 до 50 рублей.

Вечером 26 декабря появились сообщения о первых итогах проверок по фактам ограничения продажи жетонов. Как удалось выяснить надзорным органам, администрация метрополитена официально никаких ограничений не вводила. Следует ли расценивать фактическое положение дел, как самоуправство кассиров, не уточняется. В антимонопольном ведомстве отметили, что, по их оценке, нарушений конкуренции нет, поскольку пассажиры могут при желании приобрести пластиковые карты (стоимость самого куска пластика – 55 рублей) и «положить» на них какое-то количество поездок. Но в получасовой очереди отстоять всё равно придётся.

В Смольном же ситуацию комментируют вполне оптимистично. Дескать, беззакония никакого нет, граждане сами виноваты, и ажиотажный спрос – вполне уважительная причина для жёстких ограничений.

…Скоро 98 лет, как в городе на Неве выстроились «хвосты». Не в метро, в хлебные лавки. Это был Февраль 1917 года.

 Валерия Стрельникова, специально для «В кризис.ру»

 

Транспорт

У партнёров