avariavmenroКоличество жертв катастрофы в московском метро, по последним данным, достигло 23 человек. Экспертизы еще ведутся, но «стрелочников» уже нашли. Мастер пути и его помощник доставлены сегодня в Басманный суд. Спасет ли их от ареста голос Путина из далекой Бразилии?

Напомним, что катастрофа произошла утром во вторник 15 июля на «синей» Арбатско-Покровской линии. В 8.38 от станции «Парк Победы» отправился очередной поезд в сторону станции «Славянский бульвар». Ставшие достоянием гласности сведения о дальнейших событиях по-прежнему противоречивы. Достоверно лишь то, что поезд сошел с рельсов и на скорости ударился о стену тоннеля.

Вот что писали в сетях и говорили в эфире уцелевшие свидетели трагедии:

«Ехал в вагоне. Резкий удар. Сбило с ног. Погас свет. Все вповалку. Я в первом вагоне ехал. Не битком, но наполовину точно полный».

«Всех занесло в одну сторону, и перевернулись вагоны. Резкое торможение было и задымление, люди долго не могли выйти. Мы были заблокированы».

«Было резкое торможение, погас свет, искра, задымление сильное было. Всех занесло в одну сторону. Долго мы были заблокированы, просто чудом вышли оттуда. Я думал, это конец. Очень много пострадавших было. Разные травмы: головы, ноги. Больше было пострадавших в первом вагоне, потому что вагоны друг в друга вошли».

«Мой вагон всмятку. Я вылетел из центра вагона в крайнюю секцию. Осталась часть вагона с одним окном. …Висел на отрывке поручня. Попросил парней сорвать форточку, а потом выбить окно. Высота около 4 метров. Вылезли по кабелям. Столько трупов… людей без сознания. Выйти было некуда».

По мере того, как спасатели разбирали обломки вагонов, сведения о количестве жертв становились всё трагичнее. Вначале говорили о двух-трех, потом – о пяти… 23-я по счету жертва катастрофы скончалась в больнице уже в день объявленного в Москве траура. Все погибшие опознаны. Среди них оказались шестеро иностранцев: два гражданина КНР, двое таджиков и жительницы Молдавии и Киргизии. В среду вечером в больницах оставались 135 пострадавших, шестеро — в тяжелом состоянии. Один из них — машинист аварийного состава Сергей Осипов – пришел в сознание после медикаментозного сна. Но, по словам врачей, пока не может отвечать на вопросы следователей.

На эти вопросы пришлось отвечать 64-летнему дорожному мастеру службы пути ГУП «Московский метрополитен» Валерию Башкатову и его 43-летнему помощнику Юрию Гордову. Обоих подозревают в нарушении требований транспортной безопасности (часть 3 статьи 263.1 УК РФ).

Случившееся породило множество версий, включая фантастические, следствие же «потянуло» за трехмиллиметровую проволоку

Разноречивые сведения о случившемся породили множество версий, включая почти фантастические. Большая часть из них уже отринута, следствие же «потянуло» за проволоку – трехмиллиметровую проволоку, намотанную на одну из важнейших деталей переводной стрелки. За этой стрелкой поезд и сошел с рельсов.

Башкатов и Гордов, сотрудники дистанции №3 Службы пути, должны были контролировать работы, которые велись на участке, где произошла катастрофа. За неделю до неё на путях и была установлена злополучная стрелка, по которой в будущем поезда переводились бы на новый, строящийся участок метро.

Юрий Гордов, проработавший в метрополитене двадцать лет, якобы уже признался на допросе, что, обнаружив на стрелке отсутствие замка, фиксирующего так называемый остряк, закрепил его обычной трехмиллиметровой проволокой. По версии следствия, от вибрации проволока лопнула и… «произошло взаимодействие остряка стрелочного перевода с колесной парой первого вагона состава, что послужило сходу состава 5-го маршрута и последующему опрокидыванию первых трех вагонов».

Когда этот материал готовится к публикации, Валерия Башкатова и Юрия Гордова доставили в Басманный суд, который должен выбрать для них меру пресечения. Следствие настаивает на аресте. Может быть, в Следственном комитете опасаются, что мастер пути и его помощник проникнут в тоннель и прикрепят к остряку злополучный замок? И скажут, что так и было? Но следователи не такие остряки, просто сидя в камере, обвиняемые становятся куда покладистей.

Известно, что к работам на злополучном участке было привлечено несколько подрядчиков и субподрядчиков. В четверг 17 июля следователи изъяли документацию в офисе фирмы «Ингеоком». Имеет ли эта фирма отношение к вышеупомянутой стрелке или же причины обыска иные, но «Ингеком» — подрядчик московского метрополитена. Быть может, вслед за Башкатовым и Гордовым под суд пойдут и представители подрядчика.

«Стрелочная» версия – не единственная возможная. Появились сведения, что обнаружены дефекты основания путей, а на  заводе использовали бракованные детали при сборке вагонов

Между тем, «стрелочная» версия катастрофы – не единственная возможная. Появились сведения, что обнаружены дефекты основания путей на протяжении десятков метров до стрелки. К таким повреждениям и сходу поезда с рельс, в принципе, мог привести оказавшийся под вагоном некий массивный предмет. Известны случаи, когда такими предметами оказывались детали самих вагонов. Сообщалось даже, что однажды в столичном метро на ходу отвалился тяговый двигатель одного из вагонов.

В интернете появилась шокирующая информация о том, что на заводе компании «Метровагонмаш» якобы использовали бракованные детали при сборке вагонов. Журналистам сетевых СМИ рассказали об этом бывшие сотрудники предприятия, по их словам, лишившиеся работы из-за борьбы с использованием некачественных деталей. Пресс-служба «Метровагонмаша» отвергает такие обвинения.

В соцсетях пишут, что пассажиры метро жаловались на сильную вибрацию на перегоне между «Киевской»» и «Славянским бульваром». Но в службах метрополитена от жалобщиков отмахивались.

Сотрудники метрополитена тоже не остались молчаливыми наблюдателями. Один из машинистов «синей» ветки пишет в  своем «Живом журнале», что та самая стрелка, в отличие от остальных, была едва освещена и не контролировалась видеонаблюдением. Из насыщенного терминологией (и не очень внятно изложенного) текста можно понять, что, по всем правилам, на этом участке скорость движения поездов должна быть в несколько раз ниже той, которую приходилось развивать машинистам, чтобы не сорвать график движения. При этом повышать скорость на таких проблемных участках пути можно только по приказу начальника метрополитена.

Начальник московского метро Иван Беседин как раз накануне трагедии убыл в отпуск, но на следующий  вечер вернулся в Москву. Он воздерживается от высказывания журналистам каких-либо версий катастрофы до окончания следствия. Но заявляет, что пути на Арбатско-Покровской линии находятся в хорошем состоянии, а «вся инфраструктура метрополитена позволяет говорить об устойчивой работе».

Руководитель столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов заявил, что после катастрофы проведена внеплановая проверка всех 437 стрелочных переводов, в том числе двух на строящихся участках метрополитена, замечаний не выявлено.

Сотрудники метро обвиняют Ивана Беседина, перешедшего три года назад «под землю» из структур РЖД, обвиняют в плохом понимании специфики метрополитена

Резюме очевидно: во всем виноваты стрелочники. Между тем, бывшие и нынешние сотрудники метро продолжают обсуждать в соцсетях положение дел в метро. Картина складывается не благостная. Ивана Беседина, перешедшего три года назад «под землю» из структур РЖД, обвиняют в плохом понимании специфики метрополитена, в раздувании штатов всевозможных помощников и прочих бюрократов, в том, что он, якобы получая 1,5 миллиона рублей в месяц, проводит в жизнь «штрафную» систему ограничения доходов рядовых сотрудников…

Известие о страшной трагедии в Москве долетело и до Бразилии, где находится сейчас Владимир Путин. Вероятно, в Басманном суде, весь вечер рассматривавшим ходатайство следствия об аресте мастера пути Валерия Башкатова и его помощника Юрия Гордова, тоже призадумались над классической новеллой уголовного права, на всех юрфаках мира именуемой «трагедией на охоте».

«Когда два стрелка стреляют в кусты, полагая, что там дичь, и случайно убивают человека. Поскольку экспертиза не могла установить, кто именно, оба освобождаются от ответственности. Всегда персонифицированная ответственность должна быть. Если будет доказано, что конкретно человек такой-то и такой-то, и по их вине произошла катастрофа, а это ужасная катастрофа — и я хочу еще раз выразить соболезнования семьям погибших, слова солидарности сказать пострадавшим, мы сделаем все, для того чтобы помочь им, то следственные органы должны будут изобличить виновных. Я же вчера с Бастрыкиным на этот счет говорил, и привлечь к ответственности этих виновных. Но именно конкретных людей, тех, кто виноват», — сказал в далекой Бразилии самый главный человек России.

В Басманном суде его поняли так: мастер службы пути ГУП «Московский метрополитен»  Валерий Башкатов и его помощник Юрий Гордов арестованы и будут находиться под стражей до 15 сентября.

Геннадий Аркадьев, специально для «В кризис.ру»

(Visited 5 times, 1 visits today)

У партнёров