Пиар-кампания московских властей на теме транспорта идет полным ходом. Открытие Московского центрального диаметра (МЦД) преподносится как большой успех. На карте нарисована новая линия скоростного транспорта. Но что есть на деле? В Москве железные дороги существуют уже больше века, и введение в строй МЦД, по сути, не привносит ничего нового. Скажем прямо: столичные власти произвели модернизацию уже существующей инфраструктуры и преподносят этот факт, как колоссальное достижение.

Сама по себе Московско-курская железная дорога всегда была и остаётся важной транспортной артерией. Как в Москве, так и за её пределами. Она соединяет такие подмосковные города, как Подольск и Нахабино. Строительство было начато на деньги царской казны в 1864 году.  Нынешняя постройка МЦД преподносится московскими властями как столь же царский подарок москвичам и гостям столицы.

Открытие МЦД было обставлено максимально торжественно. На церемонии присутствовал президент Владимир Путин. Мэр Сергей Собянин объявил бесплатный проезд в течение двух недель. Гаранту конституции была вручена именная карта «Тройка». Отметился на транспортной теме агитпроповец Киселёв, похваливший столичные власти за «успешный инфраструктурный проект».

В действительности же не надо быть экономистом, чтобы понять суть этого проекта и этого успеха. Огромные пассажиропотоки и инвестиции в недвижимость. Знаменитая тротуарная плитка, которой облицованы все станции МЦД.  Была ли в этом необходимость – судить не берусь. Инженерам и строителям виднее. Понятно, что все подарки скоро закончатся, а с Нового года, как и принято, проезд на всех видах московского транспорта подорожает. Сейчас все делается втихую, чтобы отвлечь внимание общества от социальных проблем. Вполне реально поднять цену на проезд и по карте «тройка» до 55 рублей против нынешних 38 – преуспевающие офисные работники согласятся с такой ценой, а тем кто победнее, посоветуют сидеть дома. Или оформлять инвалидность.

При открытии МЦД было допущено огромное количество ляпов. Начиная с того, что с владельцев карты «Тройка» списывалось 150 рублей при выходе на любой станции. Банковская ошибка не в вашу пользу – вполне классический случай.

Напомним, что открытием МЦД были введены многочисленные новые правила. В частности, необходимо было переформатировать карту для оплаты проезда. Сотрудники в «красных жилетах» были расставлены на каждой станции для консультации пассажиров. Но это не помогло избежать жуткой неразберихи.

Во время официального открытия МЦД пассажиры на соседних станциях ждали в тесных вагонах и на перронах. Никто никуда не мог приехать. Многие в знаменательный день опоздали на работу. Электрички блестели новизной только на картинках с федеральных каналов. На деле часть поездов так и не успели заменить. Но и те, что были пущены на линии, шли набитыми, их сразу же не стало хватать. В вагонах ломались двери, на входе в метро не работали турникеты. Видео на Ютубе облетели весь мир.

В остальном жаловаться особенно не на что. Надо признать справедливости ради, что транспортное сообщение улучшилось в ближнем Подмосковье. Где электрички ходили с большими интервалами (время ожидания при поездке от Подольска до Нахабино составляло до получаса). Поезда «Иволга» обеспечены всеми новшествами: сенсорными кнопками, бесплатным вайфаем – не жизнь, а сказка. На практике, впрочем, «наземное метро» не так уж и влияет на транспортную ситуацию в самой Москве. Поскольку железные дороги находятся за пределами кольцевой линии. И станции, как правило, расположены в некотором отдалении от основных объектов инфраструктуры.

Что касается сбоев, то операторы связи сработали на ура. «Центральная пригородная пассажирская кампания» заявила о том, что все жалобы москвичей и жителей Подмосковья необоснованны. Обычная практика перекрытия улиц также была применена: кортежи правительства проследовали в районе площади Тверской заставы, Ленинградского проспекта и Нового Арбата. Результат – восьмибалльные пробки… Но президентские тройки в них ведь не стоят. А мэры с киселями-соловьями и в метро не ездят.

Юрий Сосинский-Семихат, специально для «В кризис.ру»

в России

У партнёров