Вагончик тронется…

После внезапной отмены руководством РЖД так называемых «социальных маршрутов» плацкартные вагоны возвращаются вновь. На этот раз не прокатило. Очередная попытка транспортных монополистов за счёт искусственного завышения тарифов выжать из населения последнее обернулась крупным скандалом. Но вероятно, попытки «рационализации» на этом не закончатся. Можно, к примеру, прибегнуть к традиционному сокращению поездов на тех направлениях, которые признаны нерентабельными. Или немного повысить чайный сбор.

На днях руководитель РЖД Олег Белозеров объявил, что продажа плацкартных билетов должна быть возобновлена со дня на день. Обещание было сдержано: в пятницу РЖД возобновили реализацию билетов в плацкартные и общие вагоны. Но с небольшой оговоркой: период, на который можно купить билет, ограничен 15 января 2018 года.

Плацкарт обладает рядом явных преимуществ. Начнем с того, что проезд в плацкартном вагоне на порядок дешевле других категорий. Хотя плацкарт стал именем нарицательным, он имеет вполне конкретную расшифровку: спальный пассажирский вагон открытого типа. Безусловно, для поездок детских групп плацкарт всегда предпочтителен. Незаменим он и при спецперевозках призывников на дальние расстояния.

С чего все началось? В первых числах ноября «Российские железные дороги» объявили, что с 3 ноября 2017 года прекращена продажа билетов в общие и плацкартные вагоны поездов дальнего следования. С 1 января 2018-го – «в связи с отсутствием решений регулятора по тарифам на следующий год». Заведует этим сообщением АО «Федеральная пассажирская компания» – дочерняя структура РЖД.

Повод весьма весомый. На этом не стоило бы останавливаться. Главное, не забыть лишний раз упомянуть об убыточности и бесперспективности пассажирских перевозок. Напомним, что в конце октября Федеральная антимонопольная служба предложила снизить тарифы на дальние пассажирские перевозки в общих и плацкартных вагонах на 10%. Если верить заявлениям представителя ФАС, «Федеральная пассажирская кампания» в будущем году рассматривала вариант индексации регулируемых тарифов на 3,9%. Налицо попытки чиновников ФАС переложить всю ответственность за принятые решения на руководство РЖД и наоборот.

Ответом РЖД стала информация от 3 ноября. Россиянам решили преподнести очередной новогодний сюрприз. Но, видимо, перед президентскими выборами идея была признана не самой удачной.

После «взбучки» со стороны кремлёвского руководства тональность заявлений чиновников РЖД несколько изменилась. «Продажа билетов в плацкартные вагоны возобновится с 17 ноября», – клятвенно обещает Олег Белозеров премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву. Ну и, разумеется, Белозеров благодарит ФАС, Минтранс, Минэкономразвития и Минфин. Впрочем, Медведев ради приличия поинтересовался, когда всё-таки поступят в продажу билеты в плацкартные вагоны. Практически все без исключения российские СМИ процитировали заявление главы правительства о тарифах на дальние пассажирские перевозки и о развитии российских железных дорог. Ответ провинившегося чиновника не заставил себя долго ждать: «Завтра. Все решения приняты, всеми органами приняты, зарегистрированы и, как прописано в приказе, 17 числа продажа начинается».

В этом как бы конфликте ФАС с РЖД не всё так однозначно. Наблюдатели отмечают, что решение о приостановке реализации плацкартных билетов более чем за 45 суток принято в условиях изменения ценовой политики. На протяжении ряда лет ФАС решала провести индексацию стоимости проезда в этом сегменте до уровня инфляции. Теперь чиновники ФАС предлагают 10%-ное снижение тарифов.

Экономический кризис сокращает платежеспособность населения. В этих условиях руководители естественных монополий идут по пути наименьшего сопротивления и сокращают количество маршрутов и объектов транспортной инфраструктуры. Исключение составляют разве что Москва, Подмосковье и, на худой конец, Крым. Здесь развитие транспортного сообщения идет полным ходом. Многомиллиардные вложения, до поры до времени, будут окупаться лояльностью местного населения.

Отмены поездов дальнего следования, пригородных электропоездов и междугородних автобусов продолжатся. В этом отношении российским гражданам не стоит питать иллюзий. Не так давно был отменен поезд «Москва–Вологда». Без какой-либо компенсации этого социально значимого маршрута. Если так дальше пойдёт, то известная песня Алены Апиной эпохи девяностых «Он уехал прочь на ночной электричке» превратится в воспоминание давно минувших дней. Что уж говорить про направление Рига–Москва, которое если ещё не отменили, то отменят в ближайшее время…

Юрий Сосинский-Семихат, специально для «В кризис.ру»

Поделиться