Вологодские троллейбусы как симптом муниципально-транспортного кризиса

Несколько дней назад в Вологде из-за отключения электричества чуть было не встали троллейбусы. Причина – долг энергетикам. ОАО «Вологдаэлектротранс» обратилось с просьбой о рассрочке задолженности за электроэнергию и обязалось обеспечить ежедневную оплату текущего потребления. Ранее энергетики заявили, что готовы отключить часть подстанций. Троллейбусный парк неоднократно срывал сроки погашений долгов, которые к августу составили 3,8 млн рублей. Кстати, такую же сумму составляют долги по зарплате на предприятии.

Долги тролейбусного парка составили 3,8 млн рублей, такую же сумму составляют долги по зарплате. А московский арбитражный суд отказал в удовлетворении иска «Вологдаэлектротранса» к Минфину РФ о взыскании 45 млн рублей за проезд льготников

В московском арбитражном суде есть иск от «Вологдаэлектротранса» к Минфину РФ и областному департаменту финансов о взыскании 45 млн рублей за проезд льготников в 2011 году. Судьи не сочли доводы транспортников достаточно убедительными и отказали в удовлетворении иска. Немаловажно, что всё это происходит на предвыборном фоне – предстоит избрание губернатора и Вологодской городской думы.

В последние месяцы «Вологдаэнергосбыт», как и «Газпром Межрегионгаз Вологда», активизировал свои действия в отношении проблемных потребителей. Речь идёт также о птицефабриках, входящих в «Вологодский центр птицеводства» и находящихся на грани банкротства, о Вологодской ТЭЦ (входит в состав ТГК-2). 8 июля на несколько дней частично отключалось уличное освещение в городе.

Отдельной строкой идут долги череповецких управляющих компаний. Объединяющая несколько таких предприятий ЖК «Металлург» задолжала больше всех. Одновременно она с большим трудом, с разбирательствами в судах и ФАС, передаёт часть своих домов в управление другой компании, которую выбрали жители. Долги «Металлурга» растут, несмотря на то, что большинство жителей исправно платит за коммуналку. Однако, возникающие долги вполне могут вызывать цепную реакцию.

obtrancport«Вологдаэлектротранс», в отличие от троллейбусных систем других городов, находится целиком в частной собственности. Его приватизация пришлась ещё на начало 1990-х. Предприятие входит в группу предпринимателя Александра Каледина, который также является бенифециаром вологодского троллейбусного завода «Транс-Альфа Электро» и «Вологодского машиностроительного завода», где производят автобусы «Олимп».

Предприятия Каледина в последние годы серьёзно лихорадит. Против одних возбуждают дела о банкротстве, другие имеют серьёзные долги перед поставщиками. К примеру, как отмечают всё в том же «Вологдаэнергосбыте», принадлежащий бизнесмену «Северный коммунар» – старейшее промышленное предприятие региона – оплачивает электричество только после уведомлений об ограничении поставок.

В «Вологдаэнергосбыте» забастовок не предвидится.  Если социальный взрыв там произойдёт, то будет инспирирован с неожиданной стороны

Забастовок, однако, пока не предвидится. Отсутствует организующая сила социального протеста. Как рассказывают в областной федерации профсоюзов, ячейка в троллейбусном депо была ликвидирована несколько лет назад: её существование никто не поддержал, а сами активисты не были готовы к продолжению борьбы. Если социальный взрыв там произойдёт, то будет инспирирован с неожиданной стороны. Например, от менеджемента, для давления на должников.

Транспортная сфера, напомним, остаётся самой социально напряжённой отраслью в стране.  Наиболее массовые забастовки и наиболее громкие конфликты связаны именно с нею. Достаточно вспомнить месячную забастовку транспортников Йошкар-Олы, постоянные конфликты в автобусных парках Сыктывкара и Ухты. В прошлом году по стране прокатились акции таксистов и маршруточников. В этом же ряду многоактная история с петрозаводскими троллейбусами.

mitingzashiПо решению мэрии с нового года стоимость проезда была уменьшена почти вдвое. Это помогло реанимировать троллейбусное движение в городе, но поставило в крайне тяжёлое положение других перевозчиков. Ситуация стала одним из факторов политической борьбы между главой Карелии Александром Худилайненом и оппозиционным мэром города Галиной Ширшиной.

Появлялись даже слухи о возможном возбуждении против Ширшиной уголовного дела – за якобы незаконное субсидирование троллейбусников. Один из городских МУПов оплатил часть 10-миллионного долга за электричество МУП «Городской транспорт», в ведении которого находятся троллейбусы. Следственный комитет проводил доследственную проверку. Однако нарушений не было выявлено. Это, по-видимому, укрепит позиции Галины Игоревны в борьбе с республиканскими властями.

Во многом состояние транспортной отрасли отражает общеэкономическое положение в российской экономики. Оптимизировать дальше уже некуда, необходимо финансовое оздоровление. Для этого нужны политические шаги. В Петрозаводске на это пошли. Смогут ли в других городах?

 Игорь Страхов, специально для «В кризис.ру»

Поделиться