Сегодня министр образования объявила, что все школы РФ переходят из муниципального подчинения в региональное, то есть под неусыпный контроль государства. Вот наконец-то и прояснилось, для чего год назад потребовалось заменить Дмитрия Ливанова на Ольгу Васильеву. Вовсе не ради введения обязательных уроков Закона Божия. И даже не ради астрономии.

По глубокому наблюдению Ольги Васильевой, в 1990-е годы, когда школы получили относительную самостоятельность – «был один исторический период, а сейчас совершенно другой исторический период». И этот нынешний период настоятельно требует «государственной школы». Дескать, раньше учили незнамо чему. (Кстати, по смыслу получается, что так было и последние 17 лет – вот и доучились до сегодняшнего…). А теперь необходимо всё это упорядочить и накрепко подчинить Министерству образования и науки. Для выстраивания вертикали власти. А иначе «получается, мы не собираем страну, а её растаскиваем».

Как и куда растаскивают растаскивают школы страну, министр не пояснила. Но намекнула, что за последние пять лет из федерального бюджета в образование было вложено 415 млрд рублей, и от этих вложений «отдача должна быть больше».

В чём же состоит эта отдача? В нынешнем году, как сообщается в докладе аналитического центра при правительстве РФ о сфере образования, 10% выпускников вузов могут остаться без работы. То есть имеется некоторый переизбыток людей с высшим образованием. Поставляют студентов, как понятно, школы. Которые, видимо, совершенно не понимают специфики государственных потребностей. Учат своих школьников до такой степени прилично, что те вполне в состоянии поступить в вуз и даже его закончить. А вслед за этим пополнить число безработных. Которые пополняют электорат Алексея Навального. Который возомнил, что вполне себе может заменить на президентском посту аж самого Путина.

А основы-то закладывает школа! Например, брянская. Где слишком умные и образованные школьники говорят учителям: «Мы не хотим такую власть». И это при том, что государству не хватает рабочих рук! Молодых специалистов со средним специальным образованием не хватает. Дефицит рабочих кадров составляет 20%. Из этого понятно, что нынешняя реформа не ограничивается централизацией госуправления школами.

Тотальному контролю подлежат, например, учебники. В идеале их будет один, «базовый». Для начала пока ещё по каждому предмету, но в будущем, видимо, по всем предметам сразу. Чтобы не нарушать «единого образовательного пространства России». Вопрос это философско-политический, полагает Васильева, а учебники — это тоже скрепы. Как говорили в Средние века: «Философия – служанка богословия». Но это – в Европе. В России же встреча с православным священником испокон считалась дурной приметой.

Не только учебники. Надо идти в ногу со временем. Изучать астрономию (учебник уже написан) вместо второго иностранного языка. Робототехнику (пока не ясно вместо чего). И кибербезопасность (пока в тестовом режиме). По мнению чиновников, давно назрела необходимость обучения борьбе с Интернетом. Наряду с историей и ОБЖ, это становится основой воспитания в РФ. Впрочем, пока основную работу по обучению кибербезопасности возлагают на родителей. Мудро…

И, наконец, главное новшество.  Среднее образование постепенно станет не то, чтобы платным, но не совсем бесплатным. Поскольку Конституцию ещё не отменили и даже не поменяли, а в ней записано право на бесплатное образование, в школе всё же останется  некий набор бесплатных уроков. Предположительно три. Ещё три урока будут оплачиваться по льготному тарифу. Остальное — за полную плату. При том, что более 80% населения РФ экономит практически на всём, многие ли захотят оплачивать школьные уроки даже со скидкой?

И ладно. У нас сейчас геополитическое равнение на Пекин, а Мао Цзэдун учил: «Все беды от образования». Это было, правда, полвека назад, но все ли кремлёвские «политологи» в курсе, что Председатель Мао с тех пор успел скончаться?

Из тех, за кого не смогут платить, и будет сформирован недостающий отряд рабочей силы. Тем более, что один вид уроков будет доступен всем — профессиональная ориентация. Это образование поможет школьникам уже в начале жизненного пути определиться с профессией — токаря, слесаря, шахтёра, монтажника, носильщика… Чемоданы хозяев жизни не должны оставаться без присмотра.

Некоторые скептики полагают, что это может снизить уровень получаемых знаний. Но вспомним советскую киноклассику. «Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днём, понимаете… работала у шлифовального станка», — говаривал режиссёр народного театра в фильме «Берегись автомобиля». Не говоря уже о том, что работающему человеку значительно проще своё образование оплачивать. И этому тоже теперь будут учить. Причём с пелёнок. Точнее — с детского сада.

Не далее, как в мае, появилась информация о том, что с 2018 года в детских садах будет введено преподавание финансовой грамотности. Это подтвердила сама Ольга Васильева.  Дошколят обучат отличать банкноты РФ от фантиков, других валют и, вероятно, подделок. А также осуществлять простейшие операции при расчётах. Вероятно, с воспитателями.

В общем, борьба с образованием теперь в руках государства. Реформа назрела давно. Это доказали события 26 марта и 12 июня. И те, что после них воспоследовали. По крайней мере, двум школьникам грозит уголовное преследование за нанесение физических травм не кому-нибудь, а бойцам отборных частей карательных органов.

Все недавно слышали истерично-соловьиные трели, сводившиеся к сакраментальному «что смотрит полиция?!» Образовательное министерство теперь та же полиция, притом политическая, как вся государственная система РФ. К нему тоже обращены вопли в духе «завтра будет поздно!!» Хотя поздно было с самого начала.

Анна Мышкина, «В кризис.ру»

в России