Миниофисы: новый тренд в сфере аренды офисных помещений

По состоянию на конец августа 2010 года общее предложение офисной недвижимости в Санкт-Петербурге составляет около 2 млн. кв.м.

В общем виде игроками на данном рынке являются:

— Бизнес-центры (70%)

— Частные офисные помещения (25%)

  Здания в собственности (20%)

  Квартиры-офисы

— Коворкинг-центры и государственные офисы (5%)

Почти все перечисленные игроки рынка офисной недвижимости сдают квадратные метры и заинтересованы в поиске крупных арендаторов, чтобы сдавать большие площади, — это справедливо как для бизнес-центров, так и для частных арендодателей.

Что касается государственных офисов (например, бизнес-инкубаторы),  арендные ставки там достаточно низкие, качество зданий высокое, но огромное количество бюрократических барьеров делает данные помещения малодоступными для большинства компаний.

Особняком на рынке офисной недвижимости стоят офисные центры, сдающие в аренду отдельные рабочие места.

Изначально компании, предоставляющие в аренду рабочие места, позиционировали себя как коворкинг-центры. Тренд под названием «коворкинг» пришел в Россию с Запада, в Петербурге подобные центры начали открываться в 2008 году как раз с началом неблагоприятных экономических явлений. Первый коворкинг-центр сделал ставку на аудиторию фрилансеров, руководствуясь западным примером. Однако, несмотря на низкую арендную плату, фрилансерам было крайне невыгодно снимать отдельное рабочее место в офисе – работа на дому и встречи с клиентами в кафе существенно экономили их расходы.

Во время экономического кризиса аренда отдельных рабочих мест начала набирать популярность среди представителей малого и среднего бизнеса, которые увидели в ней средство сокращения издержек. Услуга по аренде оборудованного «под ключ» рабочего места стала называться «миниофис». От понятия «коворкинг» многие офисные центры с отдельными рабочими местами постепенно отошли, подчеркивая свое главное отличие и преимущество – за арендатора здесь решаются все организационные и бытовые вопросы: от почтово-секретарского обслуживания до охраны и уборки помещения. «Объединениям фрилансеров» подобные вопросы приходилось решать самостоятельно.

Компанией-новатором, которая вывела на российский рынок коммерческой недвижимости услугу «миниофис» в ее нынешнем виде, явилась Управляющая компания «Офис-М», которая сейчас сдает рабочие места на Невском проспекте. Однако, вслед за ней к выгодной идее подтянулось еще несколько частных игроков, предлагающих обычно отдельные комнаты с общей переговорной на Петроградской стороне и в Центральном районе, где наиболее плотно расположены бизнес-центры класса «А» и «В+». Один из таких бизнес-центров – «Apollo» решил, не дожидаясь инициативных арендаторов, самостоятельно предоставлять услуги по сдаче в аренду оборудованных рабочих мест. Правда, арендодатели основной упор делают на представителей иностранных компаний, не имеющих постоянной «прописки» в Петербурге и нуждающихся во временной рабочей и переговорной площадке.

Аудитория «миниофисов» состоит из индивидуальных предпринимателей, небольших компаний и региональных представительств. В основном это туристические фирмы, кадровые агентства, логистические компании и юристы. Для заключения договора со стороны клиента требуется определенный пакет документов: реквизиты компании, копия свидетельства ОГРН, паспорт генерального директора или доверенного лица, во втором случае – доверенность.

Несмотря на определенные меры безопасности, которые предпринимаются компаниями, сдающими в аренду миниофисы, от недобросовестных арендаторов не застрахован никто. Благодаря мобильности и отсутствию затрат, связанных с переездом, в Петербурге было уже несколько случаев, когда услугами миниофисов пользовались мошенники, создавая с их помощью «видимость респектабельности» их деятельности. Остается надеяться, что с развитием рынка этой услуги, компании, которые ее предоставляют, найдут все-таки способ проинформировать посетителя о том, что он пришел в представительство компании, организованное по принципу «эконом-класса».

И все же, исходя из современных тенденций рынка, можно с уверенностью утверждать, что популярность «миниофисов» в России будет расти. Эксперты прогнозируют появление в ближайшем будущем на рынке офисной недвижимости новых игроков, предоставляющих подобную услугу.

Поделиться