• 7 апреля 2009 Бизнес

    Леонид Ханик, Concept Club: Мы ждем дна, чтобы выйти на новый уровень

— Что такое кризис для вашей компании и лично для Вас?

— Кризис во многих компаниях усложнен тем, что финансовый рычаг неадекватно перевешивает в сторону заемного капитала. Те, кто зависит от заемных денег, конечно, пострадали. У большинства компаний значительно понизилась выручка, рентабельность бизнеса упала.

Что касается нашей компании – да, где-то, возможно, произошло снижение прибыли. Тем не менее, все наши магазины дают выручку, превышающую точку безубыточности. Старт каких-то проектов, возможно, будет перенесен на более поздний срок. Тем не менее, они разрабатываются — мы ожидаем того момента, когда некое «дно» кризиса будет зафиксировано, чтобы запустить их. Это позволит нам выйти на новый уровень развития.

Кризис дает и дополнительные возможности. Прежде всего, значительно легче решается задача по поиску новых помещений под магазины. Часть конкурентов не выдержит новых условий работы и уйдет с рынка. Какие-то игроки глобального рынка просто не придут или же сократят свои темпы роста — наряду с локальными участниками рынка.

— Есть ли сейчас у молодых людей шансы достичь тех же успехов, что и поколение, начавшее бизнес в 80х-90х?

— С 80-90-ми годами сегодняшняя ситуация имеет очень мало сходства. Тогда было непаханое поле для старта любой деятельности. Сейчас же, прежде чем начинать какой-либо бизнес, необходимо взвесить огромное количество факторов, просчитать востребованность вашего товара или сервиса. Кроме того, в докризисные времена было значительно легче получить финансирование на проекты. Сейчас это очень сложно.

— А знаете что делать, если «все будет совсем плохо»?

— Конечно, план действий на случай негативного развития событий у нас есть. Хотя пока моделирование процессов не предполагает сценариев, которые жестко скажутся на нашей компании. Совсем далеко нет смысла заглядывать из-за неопределенности и отсутствия достаточных данных для прогнозов Когда «все будет совсем плохо», тогда и будем решать, исходя из конкретной ситуации.

— Есть ли смысл именно сейчас начинать бизнес тем, кто хочет иметь свое дело?

— Очень важно ответить на вопрос: какое именно дело начинать? Нужен глубокий предварительный анализ ситуации, четкое понимание, нужен ли этот продукт. Под продуктом я подразумеваю конечный результат бизнес-процесса – товар или услугу. То же самое могу сказать и про время старта. Конечно, шанс того, что проект выстрелит сразу – хоть и небольшой, но есть.

— А может ли человек без опыта начать успешный бизнес «с нуля»?

— Это очень сложно. Все равно понадобятся какие-то средства на первоначальный запуск процесса. Что касается опыта – смотря какая сфера бизнеса. Например, если взять строительство – то там опыт совершенно необходим. В каких-то сферах возможен старт-ап и без опыта. Изредка некоторая девственность мозгов может пойти только на пользу. Водил же Моисей 40 лет по пустыне людей, чтобы избавить их от опыта рабства.

— С какой скоростью можно набрать этот опыт?

— Все очень индивидуально, у всех разная скорость впитывания и переработки информации. Кому-то будет достаточно и двух месяцев. Как? Обучением и практикой. Методом проб. Иногда, может, и ошибок.

— Дает ли сейчас высшее образование те навыки, которые необходимы предпринимателю?

— Нет. Существующее образование совершенно не заточено под бизнес. Расстояние между академическим образованием и бизнесом очень большое. Даже что касается МВА – бизнес-школа по сути тренирует топ-менеджеров, а не предпринимателей. Ведь здесь не культивируются предпринимательские навыки и образ мышления: полная ответственность за принятие решений, умение замкнуть основные бизнес-процессы на себе, широкий спектр других необходимых знаний и умений.

— Тогда как же научиться молодому человеку с огромным желанием, но совершенно без опыта и денег?

— Да много способов! Нужно общаться с людьми, у которых уже есть опыт предпринимательства, рассматривать бизнес-процесс изнутри во время работы. Книги читать, набирать знания и навыки всеми возможными способами.

— Что обретает человек, начиная свой бизнес? Что теряет и теряет ли вообще?

— Прежде всего, он теряет беззаботность. Хотя потом, конечно, учишься переключаться, относиться ко всему с долей иронии. Но очень не сразу это получается. Просто нужно понимать, что занятие бизнесом – это по времени, в среднем, всего одна треть жизни, а не вся жизнь. Я тоже долго не осознавал, что нужно переключаться. Мне помог это понять медицинский диагноз.

Что приобретаешь, начав бизнес? Определенную степень свободы, возможность выбирать направление движения, удовольствие от «выращивания» проектов.

— А для чего Вам бизнес?

— Прежде всего – это самореализация. Мне интересны сами бизнес-процессы. И есть большое желание создавать по-настоящему красивый бизнес, эстетика в бизнесе очень важна. Можно сказать, это создание какого-то своего микромира.

Беседовала Лада Хео, «Вкризис.ру»

(Visited 84 times, 1 visits today)

Бизнес

У партнёров