Рада и зрада

яц1Верховная Рада Украины рассматривала сегодня вопрос о новом главе правительства. Безрезультатно. Отправить в отставку Арсения Яценюка не удалось. Утвердить кандидатуру нового премьера, как ожидалось, в лице спикера Владимира Гройсмана – тем более. Символично, что закрывал заседание Андрей Парубий. На полную громкость пошёл разговор о роспуске парламента указом президента. Раз такая выходит зрада.

О возможности отставки Арсения Яценюка очень часто говорили в последние несколько месяцев. Многие полагали, что премьер уйдёт сразу после потери годичного правительственного иммунитета. Но у депутатов не хватило тогда голосов, и Яценюк получил возможность остаться на посту до начала осени. Вопрос о его отставке можно было бы поставить только на новой сессии Рады.

Однако к тому времени предполагался уже новый расклад сил. «Старый» премьер-министр уже никого не устраивал. Поэтому из коалиции в Раде выходят сразу две фракции. Фракция же Блока Петра Порошенко автоматически встаёт перед необходимостью формирования нового правительства и новой коалиции: без «контрольного пакета» в парламенте у президента нет на это оснований. Но ведь такой ход событий вовсе не предполагал неизбежной смены главы кабмина. Если бы только не воля участников правящей коалиции, которым Яценюк перестал быть выгоден. Премьер ушёл в отставку на последнем раунде межфракционных переговоров; условие его удаления с поля держали как козырь в рукаве до последнего. Впрочем, остаются вопросы относительно того, достигнута ли этой отставкой цель парламентских игроков.

Зато очевиден интерес в отставке самого Яценюка. При том, что его правительство уже сравнивают со всеми предыдущими за последние 25 лет не в пользу премьера, который рисковал сорваться в самый низ рейтинга. Правительство часто упрекали в коррупции. Госфиниспекция несколько раз ловила подчинённых премьера на откатах. Приглашенный из Литвы министр экономического развития Украины Айварас Абромавичус в начале февраля этого года подал в отставку из-за того, что «не хотел больше служить ширмой тёмным делишкам». Экс-министр не забыл также обвинить заместителя Порошенко во вмешательстве в дела МЭРТ.

яц2И вот – удар «Панамагейта», пришедшийся точно в президентскую фигуру. При пробуксовке всех без исключения реформ (антикоррупционная – лишь одна из обширного их пакета), при тяжёлых обвинениях в адрес администрации Порошенко в связи с офшорным скандалом, при использовании прокуратуры для сведения счётов с оппонентами, при сомнительных перспективах Евроассоциации дальнейшее пребывание в такой команде могло похоронить дальнейшую политическую карьеру Арсения Яценюка. Словом, уход Яценюка устраивал его и Порошенко оппонентов и самого Яценюка. Не устраивает он лишь президента.

Отставка случилась в период, когда Порошенко переживает кризис доверия. Дело даже не в обоснованности коррупционных обвинений и не во влиянии «Панамагейта» на результаты нидерландского референдума. Дело исключительно в общественном восприятии. Петру Порошенко предстоит очень усердно потрудиться, чтобы этот кризис доверия преодолеть. На этом пути формирование нового правительства со старыми персоналиями было ошибкой. Кабмин ассоциировали с президентом, поэтому застывший ниже плинтуса уровень жизни (над которым так издевались оппоненты в Нидерландах) и весенний рост тарифов тут же был поставлен в вину Порошенко. Два месяца назад он уже предлагал Яценюку уйти с миром. Но потом сам же сорвал голосование по этому вопросу: опереться президенту действительно не на кого.

Парламентские выборы интересовали разные фракции по разным же причинам. «Батькивщина» Юлии Тимошенко и «Самопомощь» львовского мэра Андрея Садового набирали рейтинги все последние месяцы. Количество мандатов, распределённое между ними, оказалось возможным пересмотреть в сторону увеличения. Считается, что выборы в Раду выгодны также для Михаила Саакашвили. Разумеется, не для него лично, поскольку политику предстоит натурализоваться в Украине ещё несколько лет. Но это затруднение нисколько не препятствует темпераментному Саакашвили создать собственный политический проект, который представит на выборах собственный список. А это уже – путь к новой коалиции с сильно изменённым балансом. Потенциальная партия Саакашвили станет в Раде авангардом агрессивного либерализма.

яц3Можно называть такие рассуждения глубоко теоретичными. Но Саакашвили давно подаёт отчаянные сигналы о своем неполном соответствии посту губернатора Одесской области. Договориться с местными элитами не удаётся, идёт череда коррупционных скандалов. А разруливать вручную каждый случай распила – то ещё удовольствие. Через которое приходится проходить раз за разом из-за тихого саботажа подчинённых. Неспособность Саакашвили наладить диалог с силовым блоком стала притчей во языцех. Немало позабавила наблюдателей сцена перебранки одесского губернатора и министра внутренних дел Арсена Авакова, во время которой два кавказца называли друг друга «неукраинцами» и «чурками». Парламент, с которого когда-то начинал в Грузии свою карьеру неугомонный политик, для него стал бы куда более естественной точкой приложения сил.

Блок Порошенко и Народный фронт Яценюка, оставшись без «Батькивщины», начали привлекать в союзники внефракционных депутатов. На сегодняшний день, как утверждается, консолидировано до 230 мандатов. Временно баланс соблюдён. Но не прошло незамеченным, в какой лихорадочной суматохе он достигался. Тем более, что для формирования эффективного правительства голосов нужно гораздо больше. Иначе оппозиционное большинство просто будет проваливать все инициативы кабинета Гройсмана.

Теперь наиболее вероятным сценарием выглядит назначение премьером спикера Владимира Гройсмана – близкого соратника Петра Порошенко, а должность спикера Рады переходит к фракции Яценюка. Таким образом, парламентско-правительственная рокировка оставляет ключевые фигуры на важнейших местах, лишь обменивая их диспозиции. Очевидно, что главные изменения наступят лишь по итогам осенних парламентских выборов.

яц4«Отставка Яценюка, конечно, свидетельство системного кризиса в Украине», – считает Гела Васадзе, владелица одного из аджарских медиа-холдингов, политик и давний оппонент украинского экс-премьера. По её мнению, не уйти премьеру не позволила бы сама Украина. А утверждения о финансовых «победах» Арсения Петровича сильно спорны (хотя трудоголичная неутомимость премьера в поиске и нахождении такого рода комбинаций отмечалась не раз). «Яценюк не просто не использовал сумасшедшую энергетику Майдана для изменений в стране, а «оставил все по-новому, чтобы было все по-старому». Именно на нём лежит ответственность за разочарование многих украинцев. И это главный итог его деятельности на посту премьер-министра», – считает Васадзе.

Как бы там ни было, Арсений Яценюк запомнится уже тем, что был первым премьер-министром революционной Украины. При всей неоднозначности этой фигуры, излишне технократичном подходе и функциональной негибкости он сумел спасти экономику от дефолта. Но действуя в связке с Порошенко, оберегавшим баланс между коррумпированными политиками и бюрократами, Яценюк поневоле оказывался стреножен. Правительственные неудачи – не на одном лишь Яценюке. Настоящие причины на поверхности, и давно озвучены: всех политиков «домайданных» времён, из другой геологической эпохи, нужно вытеснить из публичного поля новыми фигурами. Одного Яценюка мало. Уйти должны многие. В этом смысле характерна позиция Добровольческого Руха ОУН, выражающего перспективные интересы радикальных низовых масс. Там вообще не видят в политикуме ни одной адекватной фигуры. Кроме своего лидера, волна за волной поднимающего атаки на олигархов.

Ярослав Бузько, специально для «В кризис.ру»

Поделиться