Нечто похожее у нашего флота было с советских времен. Эфиопский архипелаг Дахлак, йеменский остров Сокотра, заходы на сейшельский Маэ. Минимум постоянного состава моряков, заточенность на выполнение минимальных функций по ремонту и снабжению – советским и российским морякам все это хорошо знакомо. Некоторое исключение составляла лишь база Камрань во Вьетнаме 1980-х годов. Но по большей части советские опорные пункты были несопоставимы с натовскими, особенно американскими. В свое время у автора была пусть ограниченная, но возможность для сравнения.

И вот военно-политическая сенсация – в порт базирования российских военных заходят два корабля иранских ВМС. Есть повод для размышлений.

Политический контекст очевиден. Тегеран демонстрирует поддержку правящему режиму Дамаска и лично президенту Асаду. Поскольку эпоха великих морских сражений отошла в прошлое, военные флоты используются в основном для обстрелов, десантов или демонстрации флага, как в данном случае. Тем более когда речь идет об Иране, который никогда не был крупной морской державой.

Командующий ВМС исламской республики адмирал Сайяри заявил, что пришедшие в Тартус корабли по приказу аятоллы Хаменеи образуют 18-е флотское соединение. Его присутствие в международных водах должно демонстрировать иранскую военную мощь. Эти слова адмирала вполне в русле политической риторики Тегерана, которую характеризует склонность к преувеличениям. Например, тот же Сайяри однажды назвал ВМС Ирана самыми мощными в регионе. Это притом, что гордость иранского кораблестроения, спущенный на воду в 2010 году Jamaran, именуемый в Иране эсминцем, по водоизмещению и вооружению – лишь легкий фрегат. Для сравнения: новейшие фрегаты типа Al Riyadh, стоящие на вооружении ВМС Саудовской Аравии, имеют втрое большее водоизмещение и качественно более мощное вооружение. Что уж тут говорить о Пятом флоте США.

Посмотрим, кто конкретно прибыл в Тартус. Официальной информации на этот счет пока нет, но иностранные СМИ называют эсминец «Шахид Канди» и корабль поддержки «Харг». Но этот якобы эсминец на деле представляет собой нечто вроде морского тральщика, максимум – корвета. Которому в силу возраста действительно нужна поддержка.

Если корабли указаны верно, то истерия, которая раскручивается вокруг их захода, выглядит наигранной. Конечно, размещенное на борту оборудование для радиоэлектронной борьбы в какой-то степени может глушить переговоры оппозиционеров. Системы слежения способны дать определенную информацию о состоянии дел у того же Израиля (что сейчас явно не в приоритете для сирийских властей). Но если честно, такие попытки будут выглядеть просто наивно. Для действенного применения таких технологий нужны совсем другие ресурсы. А их, похоже, у Ирана, несмотря на громкие заявления, нет.

По мнению всех серьезных аналитиков, ВМС Ирана не обладают значительной боевой мощью. Надводный флот сведен фактически к сравнительно небольшому количеству кораблей английской и американской постройки, срок службы некоторых начался еще в годы Второй мировой войны. Исключение – вышеупомянутый эсминец класса Jamaran. Наряду с ним Иран располагает несколькими легкими патрульными фрегатами типа Alvand и Mowaj и корветами типа Bayandor и Hamzeh и пятнадцатью ракетными и сторожевыми катерами типа Kaman и Рarvin. Наиболее боеспособной частью ВМС являются подлодки проекта 877ЭКМ российской постройки. По большому счету это все. Других ударных сил у Ирана на море нет (десантные корабли и тральщики не в счет). Правда, в акваториях Каспия, Персидского и Оманского заливов, а также при обеспечении контроля над Ормузским проливом Иран способен вести активные боевые действия силами береговых ракетных батарей, оснащенных пусковыми установками ракет HY-2 Silkworm и YJ-2 (известной как C-802). Эти ракеты китайской разработки созданы на основе, соответственно, советской П-15 и американской «Гарпун».

В общем, военно-морской и судостроительный потенциал Ирана не соответствует амбициям руководства. Может быть, о нынешнем визите иранцев в Тартус даже не стоило так подробно рассказывать – если бы не один подспудный фактор.

Малые подводные лодки класса Ghadir, стоящие на вооружении ВМС Ирана, созданы на основе северокорейских Yono. Не исключено, что на них дополнительно использованы элементы конструкции итальянских подлодок типа SX-756. Но по сравнению со скоростными торпедами «Хуут» (в переводе с фарси – «кит»), развивающими скорость до 360 км/ч, история с подлодками – мелочь.

Когда в начале апреля 2006 года иранские вооруженные силы и стражи исламской революции отрабатывали на маневрах «Великий пророк» перекрытие Ормузского пролива, мир всерьез заволновался. Дело в том, что иранский «Кит» оказался точной копией сверхсекретного российского «Шквала», не имеющего аналогов. С учетом наличия у Ирана подлодок российской постройки, способных выпускать эти подводные ракеты, ситуация может повернуться непредсказуемо. «Кит»-«Шквал» имеет два серьезных недостатка, вытекающие из его же достоинств, – трудности с маневрированием и малый радиус действия. Поэтому боевое применение этих торпед в советском и российском ВМФ обуславливалось установкой тактических ядерных боеголовок. С таким зарядом вовсе не требуется точно попадать в борт авианосца, достаточно поразить корабль охранения. Все остальное довершит энергия атомного взрыва. К обретению которой так стремятся иранские аятоллы, военные и стражи.

Каким образом тегеранские теократы получили это смертоносное оружие? Наиболее правдоподобная версия – тайный вывоз из Киргизии. На горном озере Иссык-Куль во времена СССР располагался известный всем военным морякам полигон для испытаний торпедного оружия. Не совсем в тему, но тем не менее – тамошним военным морякам даже платили денежную надбавку за службу в высокогорье. Поговаривают, что оттуда торпеды (и, что самое печальное, – технологии их производства) транзитом через Китай попали в Иран. Что-то, наверное, осталось и в Поднебесной. Если не перепало в соседнюю Страну утренней свежести.

Так что опыта в привитии чужих военных технологий на своей почве аятоллам не занимать. И это должно тревожить куда больше, чем визит двух небольших кораблей в небольшой в общем-то сирийский порт.

(Visited 15 times, 1 visits today)

У партнёров