Рост цен в России, разумеется, не обошёл топливо. Последняя неделя отметилась подорожанием бензина в среднем на 10 копеек за литр. В относительном измерении это вроде бы немного – порядка 0,3 %. Но в абсолютных это уже 33 рубля 21 копейка. Что это значит, спросите у автомобилиста, если сами не водитель.benrost2Литр «гужевого» А-76, рассчитанный на скорый износ двигателя, и то подскочил на 3 копейки, хотя ещё не дотянул до 30 рублей. Зато «массово-легковой» АИ-92 за отчётный период прибавил 9 копеек и стоит 32 рубля 24 копейки за литр. АИ-95, предназначенный для тех, кто бережёт свою машину, подорожал на те же 9 копеек. Но стоит уже больше 35 рублей за литр. И всё это, отметим особо данный парадокс, при общем тренде снижения цен на нефть.

Эксперты единогласны: нефтяные компании компенсируют потери экспортных доходв накрутками на внутреннем рынке. Динамика копеечного роста на российских заправках отражает падение фьючерсов в Лондоне и Нью-Йорке. Между тем, на Лондонской бирже баррель Brent стоит теперь $85,04 – минимум 2010 года. Сходная весть поступила из Нью-Йорка: цена марки WTI упала на 4,6% – до $81,84 доллара за баррель. Это тоже минимум, но не за четыре, а всего за два года. Процессу есть куда развиваться, до дна ещё далеко. Так что ценам на бензин в России есть, куда расти. Учтём, что в нефтедобывающем Иране дешёвое автомобильное топливо вообще периодически оказывается в дефиците. Там ведь тоже духовные скрепы и геополитическая борьба.

Есть и другие причины. Не могло не отразиться повышение налога на добычу полезных ископаемых. Это уже сугубо субъективная мера властей РФ. Которые, похоже, не считают нужным тормозить удорожание топлива. Наоборот. Ведь бензиновые акцизы наращивают бюджетные доходы. А это сейчас критический вопрос. Средства нужны на помощь госкомпаниям, на военные и полицейские статьи.

Автовладельцы, как предполагается, люди по определению небедные. Пусть и займутся поддержанием бюджетных балансов. Не всю же ношу нести нефтяным компаниям. От чьих платежей, как уже торопятся напомнить, зависят социальные расходы.

Многое, конечно, варьируется в зависимости от региональной ситуации. Самый быстрый рост зафиксирован в Сибири. Здесь сработал дополнительный фактор – ремонты на Омском, Ангарском и Ачинском НПЗ. Первые два ушли в плановый ремонт, третий летом пережил аварию. Похожая ситуация отмечается и кое-где в Поволжье, особенно в Нижегородской области.

Пляска ценников на наших бензоколонках превращается в топовую мировую новость. Выстраиваются схемы глобальной нефтеценовой войны

Пляска ценников на наших бензоколонках превращается в топовую мировую новость. Об этом начали рассуждать ведущие профильные обозреватели. Им, конечно, проще: на американских АЗС цены опустились ниже $3 за галлон. Это меньше 32,5 рубля за литр.

Но пишут в основном не об этом, мыслят шире. Выстраиваются схемы глобальной нефтеценовой войны. Сошлись в ней даже не державы, а державные альянсы. С одной стороны, США и Саудовская Аравия. С другой – Россия, Иран и примыкающая к ним Венесуэла.

«Очевидно, мы пытаемся сделать с президентом Путиным и аятоллой Хаменеи то же, что американцы и саудиты сделали с последними руководителями СССР: обанкротить их, опустив цены на нефть ниже уровня, который нужен Москве и Тегерану», – пишет авторитетный обозреватель The New York Times Томас Фридман, трижды лауреат Пулитцеровской премии, специалист по ближневосточной проблематике. Но тут же уточняет: далеко не факт, что это продуманная и согласованная стратегия. Скорее, ситуативное совпадение интересов, которое может быстро закончиться.

benrost1Но и в 1980-х, когда президент Рейган договорился с королём Фахдом о снятии ограничительных квот на добычу и продажу саудовской нефти, это задумывалось как сильный, но тоже временно-ситуативный ход. Король посчитал, что советская интервенция в Афганистане опаснее израильских сионистов, которые, в общем-то, не столько нападают, сколько обороняются. Результат, однако, превзошёл даже замысел Рейгана. Советской экономике хватило времени войти в необратимое пике.

При всём том следует учесть два важных момента. Первый: действия политиков важны, но мировые цены всё же складываются под влиянием объективного спроса. Прежде всего. Второй: американцы постепенно раскручивают собственную добычу энергоносителей, это вносит в ситуацию принципиальную новизну. По крайней мере, на перспективу. И третий: противоборствующие нефтяные альянсы очень различны по внутренней структуре. США не похожи на королевство Саудитов. Москва же, Тегеран и Каракас, помимо коммерческого интереса, скреплены духовно. А значит, неотрывно следят друг за другом, ожидая рывка в сторону.

Сергей Травишников, специально для «В кризис.ру»

(Visited 1 times, 1 visits today)

У партнёров