Давно замечено, что широковещательные лозунги властей, если не уходят в песок, то ложатся грузом ответственности совсем не на тех, кто их придумывал. Примерно так складывается и с реализацией госпрограммы «Жильё для российской семьи». Оказывается, есть и такая. Как и обычно – проблемная.

Массы не в силах решить свои квартирные вопросы. Возникает очередная госпрограмма, интерпретирующая бывший нацпроект

559e6296298ae5cf91a4f91c3d106284Помните шутку из перестроечного КВН? «У вас есть отдельная квартира? – Да. – В 2000 году в ней будет жить каждая советская семья!» Речь шла, если кто забыл наглухо, про обещание Михаила Горбачева. Уже и Горбачёв давно пенсионер, и семьи не советские, а с квартирами та же напряжёнка.

Основная масса россиян не в состоянии самостоятельно решить свои жилищные проблемы. Кто пытается, часто раскаивается – вспомним хотя бы ипотечников. А заодно злорадную реакцию сограждан на мотив «Богатые тоже плачут».

Под впечатлением всего этого появилась интерпретация экс-нацпроекта «Доступное жильё» – госпрограмма «Жильё для российской семьи». В соответствии с ней, к 2017 году должно быть построено 25 млн кв. м жилья экономкласса. Даже очень эконом – до 35 тысяч рублей за квадрат. И это при том, что среднероссийская квартирная «температура» порой может превышать этот показатель вдвое.

Кстати, средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья, применяемая для расчёта безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений за счёт федерального бюджета, устанавливается приказом Минстроя РФ. На первое полугодие 2015-го она составляет 35915 рублей. Вы заметили применение в этой формуле термина «рыночная»? Такие вот издержки российского капитализма. Сразу вспоминаются прокурорские проверки постсанкционных супермаркетов и рынков.

Обещания центра переложены на регионы. Которым вновь придётся рассчитаться на богатых и бедных

Тем не менее, регионы дружно включились в реализацию очередной задумки. К концу прошедшего апреля таких набралось 65. Сразу возникает недоумение. Госпрограмма рассчитана в первую очередь на улучшение жилищных условий малоимущих и семей, которые ютятся в аварийном и ветхом жилье. Получается, ничего подобного нет в 20 субъектах РФ? При том, что в 2012 году в стране насчитывалось более 100 млн кв. м ветхого и аварийного жилищного фонда (77,7 и 22,4 млн соответственно). Тенденция же такова, что меньше его не становится.

SONY DSCС начала 1990-х годов объём ветхого жилфонда вырос почти в 3 раза, аварийного — примерно в 7 раз. Начиная с 2009 года, среднегодовой темп прироста аварийного жилищного фонда составлял около 1,2 млн кв. м. То есть на смену расселенным «аварийкам» идёт вал новых. Перелома нет. А тут ещё Крым, в котором, как нас уверяют, за годы нахождения в составе Украины ничего не строилось и не ремонтировалось. О количестве малоимущих тактично умолчим.

Уже подсчитано: «программные» контракты заключены на постройку лишь 19,1 млн кв. м жилья. Добавим к этому последствия нынешнего рукотворного кризиса. Объёмы строительства не растут, а падают (предварительный прогноз Минстроя на этот год составляет 15% снижения). Зато растёт стоимость квадратного метра растет. Бюджеты на этом фоне урезаются, на всех уровнях переходя в режим экономии.

В этой ситуации всё идёт проверенным путём – обещания центральной власти перекладываются на плечи власти региональной. Что-то подобное мы уже проходили с выполнением майских указов. Помнится, для контроля за их выполнением даже создали целый ОНФ. Правда, денег от этого не прибавилось.

В Минстрое решили стимулировать спрос и активизировать застройщиков. Регионам поручено расширять критерии претендентов на эконом-жильё. Скажем, за счёт востребованных специалистов. Подчеркиваем: речь идёт о выполнении государственной программы. Подразумевается, что с чёткими рамочными параметрами. Как такие действия вписываются в обозначенную вертикаль, неясно.

Ясно другое. Неминуемо разделение субъектов РФ на богатые и бедные. Количество регионов-доноров стабильно колеблется возле 10, остальные столь же стабильно числятся среди реципиентов. При этом если в 2007 году к донорам относились 19 регионов, то через пятилетку их стало 11 – Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Московская, Ленинградская, Сахалинская, Самарская, Тюменская области, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа. В 2013-м из этого списка вылетела Самарская область. В 2014-м появились два новых получателя – Крым и Севастополь. Сколько перекачивается туда сейчас от более успешных собратьев по Федерации – тема отдельного разговора. Скажем только, что новички далеко обошли в этом плане традиционных «лидеров» с Северного Кавказа.

Не станем забывать и о массе контролирующих органов, которые спят и видят различные нарушения. В ЖКХ их априори много. Сколько – не знает никто, но поле деятельности открывается широкое. Так что ждём очередной следственно-судебный сериал, который наложится на стихийный жилищный «сепаратизм».

Мировой тренд – автономизация коммуникаций. Но наши девелоперы от этого шарахаются

79537С застройщиками сложнее. Они по-прежнему явно не горят желанием вписываться в госпроекты. Помнится, какие истерики случались у девелоперов при строительстве жилья для военнослужащих и какие огрехи выявлялись уже в ходе эксплуатации этих объектов. Потому что знают – деньги, в отличие от компенсации, потратят здесь и сейчас. Меры, предлагаемые Минстроем, вызывают как минимум скепсис.

Например, под строительство недвижимости экономкласса предлагается предоставлять участки без подключения к централизованному отоплению, водо-, газоснабжению и канализации. Пока же российские реалии таковы, что застройщики буквально дерутся за «пятна», подключённые к инженерным коммуникациям. Хотя бы потому, что их доля в конечной стоимости жилья составляет порядка 50%. Строительство же в чистом поле перекладывает заботы по инженерному обеспечению ложатся на самих застройщиков. Это актуально даже в городах-миллионниках, что уж говорить про российское захолустье. Самое забавное – наряду с застройщиками, эту миссию собираются возложить на региональные власти. Что из этого может получиться, уже сказано. О качестве конечного продукта при таких правилах и говорить не приходится.

Хотя в целом ситуация парадоксальна. Централизованные коммуникации – это во многих случаях тяжёлое наследие советских времен. Весь мир старается их максимально автономизировать. Это чуть дороже, но куда надёжнее и удобнее. Но когда такой шанс появляется у наших девелоперов, они шарахаются от него, как чёрт от ладана.

В целом жилищную ситуацию можно охарактеризовать как критическую. Тем не менее госпрограмму всеми силами постараются воплотить в жизнь. Хотя бы потому, что сроки реализации вплотную упираются в грядущие думские и президентские выборы. Но зря всё это. Ничего особого не случится при любом сценарии. Наш народ то ли привык к невыполнению властных обещаний, то ли просто предпочитает их не замечать.

Аркадий Орлов, «В кризис.ру»

в России

У партнёров