В Хельсинки и Таллинне разрабатываются далеко идущие планы. Совместное управление инфраструктурой. Общие налоги. Интенсификация транспортных связей. Идея единой агломерации возникла с конца 1991 года, едва Эстония получила независимость. Два финно-угорских государства тут же двинулись на сближение. Не торопясь, как там принято.

tallinВ 2004 году Эстонии вступила в ЕС. В 2007-м между двумя странами был отменён пограничный контроль. В 2011-м состоялся переход на евро. С этого момента планы, изначально казавшиеся фантастическими, получили зелёный свет. Если проект реализуют, межстоличная агломерация обретёт имя «Тальсинки». Или «Хеллинн», но это менее популярно.

Первым название «Тальсинки» предложил эстонский поэт и переводчик Яан Каплинский. Он известен тем, что перевёл на эстонский основополагающее произведение древнекитайской культуры «Дао дэ цзин» – «Книгу пути и достоинства». Кроме того, Каплинский переводил стихи шведского нобелевского лауреата по литературе 2011 года Томаса Транстрёмера. В 1980 году Каплинский был инициатором «Письма сорока» – воззвания эстонских интеллектуалов против русификации ЭССР. В перестройку стал одним из идеологов эстонской «Поющей революции».

Расстояние между Таллинном и Хельсинки – всего 80 километров. Как от Московского вокзала до Любани. Сейчас от одного до другого можно запросто добраться за пару часов на пароме. Ходят паромы с частотой обычного автобуса. Эстонцы даже шутят: «Зачем нам ехать в Хельсинки, если все финны уже у нас?»

Впрочем, ехать есть за чем. Довольно много компаний ведут бизнес и в Финляндии, и в Эстонии одновременно. Это и строители, и аграрники, и железнодорожники. Перечень, естественно, далеко не полон. Это не говоря о том, что цены у южного соседа ниже, и многие финны ездят затовариваться в таллиннских торговых центрах.

Численность населения объединённой агломерации перевалит за миллион. А если учитывать, что вплотную к Хельсинки расположены ещё два города – Эспоо и Ванта – то и вовсе полтора миллиона. По меркам Москвы и Санкт-Петербурга может показаться не так уж много. Но для Финляндии и Эстонии это весьма весомо. К тому же, можно будет поделить бюджеты на некоторые расходы – к примеру, рекламный для продвижения на туристическом рынке.

Если предприниматель имеет долги в Эстонии, он не сможет заниматься бизнесом в Финляндии. И наоборот.

Важным моментом станет также сотрудничество налоговых органов. Если предприниматель имеет долги в Эстонии, он не сможет заниматься бизнесом в Финляндии. И наоборот. Причём, заплатить должок он сможет только в стране, где зарегистрирован. При этом планируется унифицированная система электронных подписей.

Одна из идей в рамках объединения – проект железнодорожного туннеля под Финским заливом. А посреди залива соорудить остров Тальсинки из гранитных пород, добытых при строительстве этого тоннеля.

Одна из «безумных» идей в рамках возможного объединения столиц – проект железнодорожного туннеля под Финским заливом, при помощи которого время в пути может сократиться до 40 минут. В окрестностях Таллинна уже зарезервировано место для строительства. То же самое может произойти в скором времени в районе Хельсинки. Кроме того, этот замысел усиленно пытаются «протолкнуть» в проект RailBaltica.

Следует отметить, что ежемесячно паромной линией между столицами Финляндии и Эстонии пользуется около 900 тысяч пассажиров. То есть, хотя бы раз в месяц жители обоих городов ездят друг к другу. Понятное дело, что это в среднем, ведь немалая часть пассажиров – иностранные туристы. Но и среди местных жителей линия пользуется популярностью. В порту Хельсинки при этом 74% пассажиропотока приходится на паромные линии до Таллинна.

Кстати, на середине залива могут также соорудить остров Тальсинки из гранитных пород, добытых при строительстве тоннеля. Могут специально для него открыть и железнодорожную станцию, сделав остров туристическим объектом. Но эта идея пока ещё не получила должной поддержки.

К 2017 году должна быть построена общая детская больница. Разумеется, в ней будет не поликлиника, а центр для лечения редких заболеваний. Но и это важно, учитывая, что на то же самое не придётся тратиться эстонскому правительству – только если на оплату лечения.

На Таллинн распространится система оплаты проезда на общественном транспорте, которая уже действует в Хельсинки

helsinkiМожет быть даже введён единый билет для поездок на общественном транспорте обеих столиц. Вернее, на Таллинн планируется распространить систему, которая уже действует в Хельсинки. При этом сама эстонская столица, видимо, не до конца к тому готова. Впрочем, как показывает опыт, внедрить такое при желании не так сложно. Если потратиться на установку терминалов оплаты.

Разумеется, до полного слияния дело не дойдёт. Юридически это всё равно будут два разных города из двух разных стран. Однако стремление эстонского правительства стать ещё ближе к Европе вполне закономерно даёт шанс на реализацию проекта. Впрочем, произойдёт это не скоро – по прогнозам, только через десять лет. Слишком многое ещё нужно привести к общему знаменателю.

 Игорь Страхов, специально для «В кризис.ру»

У партнёров