Недавно столичные власти озвучили очередные планы строительства транспортно-пересадочных узлов, которые должны появится возле станций метро «Чертановская», «Кантемировская», а также на территории промышленной зоны «Дегунино-Лихоборы». Ежегодно на инфраструктуру ТПУ будет тратиться 8-10 млрд рублей. Эти деньги пойдут, в частности, на развитие проектов, связанных с реконструкцией Малого кольца Московской железной дороги под пассажирские перевозки. Разумеется, здесь будут оборудованы ТПУ для удобства пассажиров, которые смогут пересаживаться с наземного транспорта и метро на электрички.

Но говорить о планах можно долго и нудно, в советское время мы достигли в этом больших успехов, а вот посмотреть, что сделано в Москве за время пребывания у власти администрации Сергея Собянина было бы интересно. Действительно, во многих районах введены в эксплуатацию новые ТПУ, добавлены дополнительные маршруты наземного транспорта и т.п. Наиболее востребованными оказались автобусы-полуэкспрессы: для водителей маршруток их появление стало неприятным сюрпризом, ведь многие пассажиры теперь предпочитают прокатиться за меньшую плату на новеньком «ЛИАЗе», чем на старенькой «Газели». На остановках и ТПУ появились информационные табло, позволяющие отслеживать движение автобусов, троллейбусов и трамваев через систему ГЛОНАСС.

mostpy1Но понимают ли пассажиры что это за зверь такой – ТПУ? В чём его удобство и выгода? На Западе давно существуют аналогичные объекты транспортной инфраструктуры. Разумеется, у нас много недоработок, которые во многом сводят на нет эффект от многомиллионных затрат на реализацию масштабных городских проектов. Многие билетные кассы не работают (что уж говорить про туалеты), информационные табло появились, но система далека от совершенства.

Строительство ТПУ во многих районах столицы вызвало неоднозначную реакцию москвичей. Нередко недовольство местных жителей выливалось в митинги протеста. Как правило нарекания возникали в связи с возможным ухудшением экологической ситуации из-за нарушения градостроительных норм. Есть ли в Москве люди, которые хотели бы жить рядом с вокзалом? На этот вопрос можно не отвечать… Но одно дело, когда человек сам выбирает, покупать ли квартиру подешевле, но там, где приходится вдыхать выхлопные газы и пыль междугородних автобусов, слушать шум заведенных моторов и гул вокзальной толпы. И совсем другое, когда вокзалы приходят на наше место жительства самостоятельно, не интересуясь нашим мнением о таком соседстве. А ведь именно так сейчас и происходит нашествие транспортно-пересадочных узлов на измайловские районы.

«Скоро их появится аж четыре – у станций метро «Щелковская», «Первомайская», «Измайловская» и «Партизанская», — сетует муниципальный депутат Маргарита Чуканова. «В прошлом году на обустройство ТПУ Алексеевская уже были потрачены немалые деньги (50 млн рублей), а само обустройство ограничилось переносом остановок троллейбусов подальше от метро и подземных переходов и укладкой плитки на площади», — отмечается на сайте сообщества жителей Алексеевского района.

«Расширение магистралей и строительство ТПУ стимулирует пользование личным автотранспортом. Что-то я не уверена, что это приведёт к решению проблемы пробок в Москве. Все это как бы намекает: бросай свое авто в Измайлово и езжай на метро в центр. В центре красота, а в Измайлово пробки. Интересно, кто-нибудь из архитекторов этих ТПУ предполагал, как строительство парковок отразится на загруженности улочек Измайлова?» — задается вопросом на сайте Socgrad.ru жительница района «Преображенское» Юлия, выступающая под ником Usapronova.

mostpy3Далеко не всегда митинги и пикеты оказывали влияние на решения московских властей по созданию ТПУ. Но вот что интересно: некоторые политические партии системной оппозиции активно поддержали акции протеста. Буквально на днях сайт газеты «Правда» сообщил о проведении массовой манифестации против строительства ТПУ в Измайлово.

Изучение многих объектов городской инфраструктуры – туалетов, ТПУ, второразрядных торговых и офисных центров на окраине, возведенных за последние годы – наводит на грустные размышления. Этот принцип знаком многим россиянам, особенно тем, кто родился в СССР: построили, отчитались и забыли.

 Юрий Сосинский-Семихат, специально для «В кризис.ру»

У партнёров