Ресурсов, на которых можно подзаработать, отвечая на вопросы различных анкет и участвуя в социологических исследованиях, появилось за последнее время в зоне Рунета великое множество: Платный Опрос, Интернет-Опрос, Мир Мнений, Анкетка, OpinionBar, GlobalTestMarket и т. д. Часть из них ориентирована на русскоязычную аудиторию, другие являются интернациональными, но позволяют выбрать в качестве базового языка русский.

Популярность интернет-опросов растёт день ото дня, в это сообщество вовлекается всё больше людей разных возрастов, уровня образования, разного социального статуса. Всё-таки что это: мода или насущная потребность времени, и можно ли считать эти проекты полноценным сегментом социологии? Попробуем разобраться.

Расплата за мнение
platoproc1Что, сколько, в каком виде и каким образом обычный человек может с помощью таких виртуальных опросов заработать? Приглашения к участию в опросах присылают зарегистрированным пользователям ресурса по электронной почте. В них указывается примерное время, необходимое для прохождения данного опроса (скажем, 25 минут), и стоимость. Времени на ответы, по оценке большинства пользователей, как правило, требуется заметно больше, чем указано в анонсе. А стоимость исчисляется либо в рублях (например, 50 рублей), либо в баллах или очках, которые потом, с применением тех или иных формул, приводятся к денежному эквиваленту.

Одни ресурсы (или, как они сами себя любят называть – «панели») начисляют деньги за пройденный опрос сразу же, другие – лишь спустя определённое время (это объясняется тем, что необходимо проверить логичность и продуманность ваших ответов). Однако, даже если всё прошло гладко, и ваши ответы засчитаны, это вовсе не значит, что ваш кошелёк или счёт в банке тут же пополнится на заявленную сумму. Во-первых, для того, чтобы деньги в той или иной форме до вас дошли, вы должны сначала накопить на данном ресурсе энную сумму, как правило, от 500 до 1000 рублей, и только затем её можно будет использовать. Во-вторых, просто взять и переложить заработанное на традиционную банковскую карту – такой возможности практически ни один опросный ресурс не даёт.

Наиболее, пожалуй, адекватный вариант в этом контексте предлагает Интернет-Опрос: накопив 500 рублей, вы можете перевести их на счёт своего мобильного телефона. Другие панели декларируют более затейливые механизмы. Допустим, заработав 600 баллов на GlobalTestMarket, вы можете обменять их на сертификат известного онлайн-магазина из расчёта 3:1 (иными словами, ваша персональная скидка на заказ в этом магазине составит 200 рублей). Теми же баллами можно пополнить счёт PayPal, но это получается ещё менее выгодно.

Профессия — респондент

platoproc2Раз появились такие ресурсы, то появились и профессиональные Интернет-респонденты. Это люди, которые регистрируются на всех возможных «опросниках», подписываются на рассылку по электронной почте, прицельно ловят свежие опросы и стараются максимально быстро на них ответить. (К слову, реагировать на приглашения к участию в опросах нужно действительно очень быстро, чуть замешкался – и при нажатии на ссылку на экране высвечивается надпись: «Необходимое количество респондентов уже набрано».)

Правда, многостаночников могут поджидать неприятные сюрпризы. Некоторые опросные ресурсы связаны между собой и, по-видимому, обмениваются, как контентом, так и базами данных, поэтому зачастую, пройдя тематический опрос на одном ресурсе, пройти аналогичный опрос на другом ресурсе уже не удаётся – система такого респондента сбрасывает. Однако, завсегдатаи социологического сегмента в интернете научились решать эту проблему: на разных ресурсах они регистрируются под разными именами и указывают разные адреса электронной почты.

Как рассказывают люди, уже поднаторевшие в том, чтобы делиться своим мнением платно, опрос опросу рознь: одни бывают интересными и динамичными, другие – малопонятными и очень занудными. Последним грешат исследования, заточенные на западную аудиторию и не адаптированные, а просто кое-как переведённые на русский язык. Многие формулировки и критерии, используемые в таких опросах, для российского потребителя непривычны и чужды, о смысле некоторых из них приходится интуитивно догадываться. Подобные исследования нередко страдают явной избыточностью информации и обилием однотипных вопросов: страница за страницей, нужно по пятьдесят раз перетасовывать и перетаскивать мышкой с места на место те или иные выказывания, больше или меньше подходящие, на взгляд респондента, к той или иной продукции или марке.

У тебя не хватит денег — на пальто или авто?

platoproc3Зачастую опросы изобилуют слишком пафосными, вычурными или абсолютно оторванными от жизни тезисами, всерьёз оперировать которыми даже как-то неприлично. Допустим, ставится задача рассортировать и оценить по 10-балльной шкале перечень неких характеристик с точки зрения их соответствия рассматриваемому продукту. При этом характеристики звучат приблизительно так: «помогает мне достигать целей», «открывает двери к новым возможностям» и всё в таком духе, а продукт, о котором идёт речь, — это, например, капли от насморка.

Составители опросов обожают вставлять в тело исследования рекламные ролики. Иногда респонденту нужно просто вспомнить — или тупо угадать, — что, собственно, рекламировалось. А иногда – написать целое концептуальное эссе на тему: «Что пытались донести до зрителя создатели этого ролика, в чём заключалась их основная идея и т. д.».

Многие вопросы, особенно часто встречающихся в неосновной части исследований (там, где целью ставится получить сведения о самом респонденте), в принципе задаются неверно. Например, когда дело касается финансово-имущественного ценза, спрашивают: «Ваша семья может себе позволить всё, кроме покупки квартиры или дома?». Отвечающих это ставит в тупик. Если у человека нет нормального собственного жилья, и он не в состоянии его приобрести – это одно. А если у него и так есть квартира или даже несколько квартир, и больше он ничего покупать не собирается (просто ему не нужно!), то как отвечать на этот вопрос: «да» или «нет»?

Или, например, после отрицательного ответа на вопрос: «Есть ли у вас водительские права?» система сразу выводит респондента на серию вопросов о том, планирует ли он пойти на курсы вождения и купить машину (считая, что её нет) в ближайшем будущем. Если и на этот вопрос ответить отрицательно, то вас вообще сбросят с автомобильной темы. Почему-то разработчики исследований не предусматривают такой распространённый (тем более в России) вариант, когда в семье есть автомобиль, и, возможно, не один, но не все члены семьи его водят – они на нём ездят, но просто не за рулём!

Ловушка для хорька

platoproc4Бывалые пользователи «исследовательских панелей» рассказывают о разного рода ловушках и подводных камнях, которые могут подстерегать вас по ходу опроса. А также охотно делятся своими наработками и приёмами, которые советуют применять, чтобы система не сбросила вас, как неподходящего или нежелательного респондента.

Иногда на одной из «фильтрационных», предваряющих собственно опрос, страничек идущие подряд откровенно нелепые (или в принципе не предполагающие положительного ответа) вопросы изредка перемежаются вопросами совсем другой категории – и здесь надо держать ухо востро: это что-то вроде детектора лжи. (Одно только смущает: а что, если у меня и правда есть хорёк?)

Если перед вами необъятных размеров таблица, где в столбцах перечислены, допустим, марки машин или сотовых телефонов, а уходящие далеко вниз строчки являют собой бесконечную череду эпитетов типа «умный», «современный», «агрессивный», «зрелый», «инновационный» и пр., и вам надо эту таблицу заполнить, не расслабляйтесь и не ставьте галочки куда попало. Ибо на следующем этапе вас может поджидать та же таблица, но перевёрстанная, и вам придётся заполнить её точно так же.

Если вам предлагают перечень товаров или услуг и спрашивают, чем бы вы, скорее всего не воспользовались, старайтесь выбирать вариант: «Нет такого / могу воспользоваться всем», иначе может оказаться так, что вы поставите галочку как раз против продукции заказчика опроса – со всеми вытекающими…

Позиция потребителя, в общем-то, понятна: немного заработать, по возможности, без особых  хлопот, рисков и разочарований. А что об этом думают специалисты?

«Интернет-опросы могут быть эффективными для исследования каких-то отдельных целевых аудиторий. Мы тоже иногда пользуемся этой технологией; в этой ситуации мы имеем возможность оперативно вычленить тот или иной сегмент социума и профессиональные вопросы на нём достаточно быстро «померить». Это будет репрезентативно, и это будет хороший, качественный результат, за который не стыдно отвечать, и которым будут все удовлетворены, — пояснил директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников, к которому мы обратились за комментарием. — Если же говорить о политических опросах или опросах общественного мнения более широкого плана, то, конечно, мнение интернета здесь крайне специфично. И мы получаем не общий срез по обществу, а выдаём за таковой мнение какой-то отдельной группы. Это можно использовать для пропаганды, для того, чтобы подтвердить какой-то тезис в публикации, но, как реальная социология, это, безусловно, рассматриваться не может, это некий суррогат».

Валерия Стрельникова, специально для «В кризис.ру»

 

в России

У партнёров