Тенденция промышленного роста, зафиксированная на рубеже 2014/2015 годов, не получила продолжения. Федеральная служба государственной статистики обнародовала февральский показатель: производство снизилось на 1,6% относительно февраля 2014-го. Это худший месячный итог за последние два года. Особенно болезненно ощущается падение на фоне декабрьско-январского подъёма. Хотя нечто подобное предсказывалось, глубина спада оказалась неожиданной

В разных промышленных кластерах ситуация неодинакова. В сырьедобыче даже продолжается рост – правда, сократившийся с 1,5% в январе до 0,1%. Исключение – газ, здесь падение обвальное, на 8,8%. Добыча нефти и угля продолжает при этом расти. В первом случае умеренно, на 0,2%, во втором активно, на 3,9%.

promcpad1Зато обрабатывающая промышленность спала аж на 2,8% (а именно по этому сектору определяется степень индустриального развития и доминирующие телденции). Причём в этих отраслях и месяцем раньше показатель был минусовым – 0,1%. Однако картина неоднозначна, кое-где налицо обратная тенденция. Импортозамещение, стимулированное западными санкциями и продовольственным самоэмбарго, резко толкает вверх производство мяса (почти 16%) и сыров (аж 31%). Растёт и производство труб, но меньшими темпами: в феврале 12,3% против январских 30,2%.

Общий минус во многом определился спадом в автотранспортном производстве. Объём выпуска легковых автомобилей сократился в прошлом месяце на 17%, продолжив неутешительную январскую тенденцию (было снижение на 25,7%). Производство грузовиков снизилось на 37,2%, значительно ускорив падение (в январе минус составлял «всего» 13,6%). Выработка электроэнергии на этом фоне даже приподнялась на 0,5%, но энергии тепловой произведено на 7,9% меньше.

Объяснения спаду даются разные. Есть среди них и по-своему оптимистичные: в феврале попросту меньше дней, наработать элементарно не успели, вот и отстали от января. Дайте срок, за март наверстается. (А если не наверстается, наготове обоснование – помешало 8-е число, ждите апреля, наконец-то обойдётся без праздничных перебоев.) Реже, но говорится и другое: февральский спад – отражение финансовой подорванности, обвала рубля и общего исчерпания экономической модели, основанной на госкомпаниях, а в 2014 году получившей «политико-мобилизационный» уклон.

Сами по себе цифры минусовых процентов обычно производят впечаталение абстракции. Связь их с повседневными трудностями не всегда осознаётся. Но на этот раз оглашение промышленных итогов февраля совпало с минфиновскими поправками в бюджет, которых трудно будет на заметить. Финансовое ведомство предлагает урезать 152,9 млрд рублей (738,5 млрд до 585,6 млрд), выделяемых на реализацию майских указов президента 2012 года – по факту главной социальной программы РФ.

Кратко напомним содержание этих указов, подписанных Владимиром Путиным сразу после московского столкновения 6 мая. Глава государства распоряжался повысить заработки бюджетников до средних по соответствующему региону, а применительно к врачам и научным работникам – вдвое. Массированное дополнительное финансирование выделялось на строительство и ЖКХ. (Ну и на армию с госуправлением, но тут разговор особый.)

Политическая мотивация «майских указов», расчёт на обеспечение массовой лояльности при слабом экономическом фундаменте были очевидны с самого начала. Минфин в первые же месяцы начал тихо, но упорно «отжимать» неподъёмные для бюджета обязательства. Антон Силуанов как крепкий профессионал находил понимание у Владимира Путина, хотя, конечно, президент не дезавуировал своих обещаний. Споры шли, как правило, между министерством финансов, министерством экономического развития и социальным блоком правительства. При этом оставались неприкосновенными затраты на силовиков и госаппарат.

promcpad2В сентябре прошлого года Силуанов заговорил жёстче прежнего: «Темп роста зарплат в бюджетной сфере может несколько замедлиться». Заморозилось выделение регионам федеральных бюджетных средств на финансирование выплат по «майским указам». Сохранялись лишь ассигнование на индексацию последствий инфляции. И вот сегодня – поправки в закон «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов».

Основное урезание Минфин проектирует по зарплатам медиков. Регионам сократят компенсационные дотации для бюджетной сферы. Уменьшится финансовая поддержка Федерального дорожного фонда, Фонда ЖКХ  и структур, курирующиз развитие Сибири и Дальнего Востока. Подчёркивается, однако, что культура, переселение из аварийного жилья и повышение военных пенсий ущерба не понесут.

Давление на социальную сферу – естественное следствие политического курса. Пушки и масло одновременно не возникают, а выбор сделан очевидный. И пожалуй, падение производства позволяет привести объяснение, не затрагивающее политических авторитетов. На этот раз, в этом месяце.

Виктор Тришеров, специально для «В кризис.ру»

(Visited 4 times, 1 visits today)

У партнёров