В нынешней РФ реализация даже экономически и общественно значимых проектов показывает всю косность созданной за последние годы системы. За примерами далеко ходить не надо. Можно присмотреться к ситуации, которая складывается вокруг строительства газопровода «Сила Сибири».

85f6fb4f0c8e17890f68c93dd6b99b2bВкратце напомним. Весной прошлого года при непосредственном участии Владимира Путина был подписан договор между «Газпромом» и китайской нефтегазовой госкомпанией CNPC о поставках газа с Чаяндинского и Ковыктинского месторождений. Это 30-летний мегапроект ориентировочной стоимостью в $400 млрд с конечными объемами поставок в 38 млрд. куб. м газа в год.

Тогда ещё случился небольшой скандал насчет продажной стоимости газа Китаю. Между прочим, официальная цена до сих пор скрывается под грифом «коммерческой тайны». Впрочем, такая политика для «Газпрома» вполне традиционна. Что касается злых языков, то они говорят чуть ли не о $200 за тысячу кубов, что примерно в полтора раза ниже средних газпромовских расценок для той же Западной Европы.

Поговаривали и о том, что России придется строить всю нитку газопровода за свой счёт с последующим включением системы взаимозачётов. Причина проста – Китай практически не испытывает проблем с «голубым топливом», которое получает в варианте СПГ. Основной поставщик – Катар. Вскоре к нему может присоединиться Иран. Словом, мы имеем дело с классическим вариантом монопсонии, проще говоря – монополии покупателя. И надо сильно извернуться, чтобы его ублажить. Чем сейчас РФ активно и занимается. Например – обсуждает вопросы оплаты за поставки газа в юанях и рублях. Пока речь идёт о менее амбициозном «западном маршруте». Из более освоенной Западной Сибири через газопровод «Алтай» в объёмах до 30 млрд. кубометров в год. Но чем черт не шутит? Наверное, в ситуации, когда рубль балансирует на грани резкого падения, а юань подвергся самой масштабной за два десятилетия девальвации, это для кого-то и выгодно. Может, такими темпами мы вообще дойдём до бартера.

462c2175dd637ed3132e38d130a4356eК стратегическим проблемам добавились и оперативно-тактические. Оказывается, что для реализации столь значимого замысла существующего законодательства недостаточно. Потому на свет и появился президентский указ «О мерах по реализации Соглашения между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из РФ в КНР по «восточному» маршруту». За витиеватым названием кроется простой факт – у российского правительства, подкреплённого президентом и «Газпромом», явно не достает ресурсов для самостоятельных действий. Нужны «костыли». Вопрос, какие.

Одна из подпорок – федеральным ведомствам предписано оказывать всяческое содействие при строительстве «Силы Сибири». Вовремя подключать стройку к электросетям, вовремя подвозить необходимые стройматериалы и оборудование.

Это выглядит несколько странно. Помня о том же Сочи, можно придти к выводу – любая крупная стройка в России обкладывается массивом экстренных и подчас одноразовых регламентаций. Особенно смущает тезис о «снятии административных барьеров для облегчения строительства трубопровода, а также выделение земли под стройку по льготным ставкам на уровне не выше арендных ставок для госземель». Судя по всему, мы опять столкнёмся с худшим вариантом командного администрирования, когда в угоду даже очень важному проекту начнется местечковый волюнтаризм с фактическим изъятием земель. Социальные конфликты будут микшировать силовики.

Хотя, казалось, почему бы на примере «Силы Сибири» не обкатать вариант с действительно цивилизованными подходами при строительстве подобных объектов? И система должна быть универсальной. Что для магистрального газопровода, что для подводки того же газа к частному домовладению. Но, судя по всему, проще крикнуть: «По коням, товарищи! Шашки наголо!». Нерыночно, зато привычно.

xw_1000642Ещё грустнее выглядит президентская рекомендация – сама по себе формулировка в приложении к действиям первого лица государства весьма впечатляет – региональным властям «оказывать содействие в строительстве объектов газотранспортной инфраструктуры». Расшифровки этого постулата мы пока не получили, потому имеем поле для некоторых рассуждений.

Возьмем Иркутскую область, по которой пройдет основная ветка «Силы Сибири». В подробности вдаваться не будем, изложим только несколько фактов.

Основные параметры бюджета Иркутской области на 2015 год: доходы – 100,9 млрд рублей, расходы – 111,4 млрд рублей. В 2013-2014 годах министерство финансов Иркутской области набрало около 20 млрд рублей кредитов на финансирование дефицита областного бюджета и заплатит за это 4,7 млрд в виде процентов. При этом относительной сбалансированности регионального бюджета (по сравнению с другими регионами СФО) удалось достичь только благодаря дополнительным федеральным трансфертам. Нет никакой гарантии, что в условиях нынешнего острого кризиса этот кранчик не перекроется.

Первая ласточка уже налицо. Доля трансфертов в доходах регионов сократилась с 23% в 2010–2011-м до 18% в 2014-м. И вряд ли ситуация поменяется к лучшему. С такими темпами уже к концу 2015 года госдолг той же Иркутской области может превысить 25 млрд рублей. Тем не менее Иркутчину усиленно «сватают» за «Силу Сибири». И она не может, подобно Подколесину, выскочить из окна.

Если кто-то думает, что этот регион – самый запущенный, то он жестоко ошибается. Суммарный долг субъектов РФ и муниципальных образований на начало 2015 года составил 2,4 трлн рублей. По самым скромным подсчетам, до 20 российских регионов де-факто уже в дефолте. Финансовая немощь вряд ли прирастёт даже «Силой Сибири».

Аркадий Орлов, «В кризис.ру»

(Visited 5 times, 1 visits today)

У партнёров