nalyny45 лет прошло со дня, когда нога человека впервые ступила на другое небесное тело. 20 июля 1969 года в 23 часа 16 минут (если считать по московскому времени) был отключен посадочный двигатель модуля «Игл», и он неподвижно замер на поверхности Луны. Спустя 6 часов 40 минут Нил Армстронг и Эдвин Олдрин вышли из тесной кабины наружу.

Так завершилась многолетняя борьба двух сверхдержав за право вписать в книгу истории (а заодно и в «Книгу рекордов Гиннесса») имена людей, впервые ступивших на поверхность иного небесного тела.

Луна своей близостью издавна кружила головы мечтателям, а недостижимостью дразнила «людей дела», но после запуска первого искусственного спутника и тем и другим вдруг стало ясно, что до естественного спутника Земли всего-то три дня пути малой (по космическим меркам, конечноскоростью!

Не прошло и полутора лет, как была сделана первая попытка «угодить в Луну» беспилотной ракетой. И началось! Первое попадание (советская «Луна-2»), первая мягкая посадка («Луна-9»), первый искусственный спутник естественного спутника нашей планеты (тоже советское достижение)…

СССР собирал лавры первопроходца, а Соединённые Штаты проигрывали практически по всему фронту борьбы за космический приоритет. Особенночувствительно было отставание в пилотируемых полетах.

Американцы требовали реванша, и через полтора месяца после триумфа Гагарина, 25 мая 1961 года, президент США Джон Кеннеди заявил в посланииКонгрессу: «Я верю, что наша нация может взять на себя обязательство достичь поставленной цели — высадить человека на поверхность Луны и благополучно вернуть его на Землю — в этом десятилетии». Так было объявлено начало «лунной гонки».

Американские разработки возглавил натурализовавшийся после войны в США выдающийся немецкий конструктор Вернер фон Браун (создатель ракет ФАУ-2, которыми гитлеровская Германия обстреливала Англию и Голландию). Под его руководством были созданы корабли типа «Аполлон» и непревзойденная поныне сверхмощная ракета-носитель «Сатурн-5», способная вывести на низкую орбиту более 140 тонн груза, что, собственно, и предопределило успех предприятия.

Но будущим победам предшествовала трагедия — в январе 1967 года во время наземной тренировки в кабине «Аполлона-1», заполненной чистым кислородом, вспыхнул пожар и трое находившихся в ней космонавтов погибли.

Почти два года ушли на переделку конструкции корабля, и первый пилотируемый полет «Аполлона» состоялся только в октябре 1968 года. Он прошел удачно. И следующий корабль (это был «Аполлон-8» с Френком Борманом, Джеймсом Ловеллом и Уильямом Андерсом на борту) совершил десять оборотов вокруг Луны и благополучно вернулся на Землю. Это было историческое достижение, приблизившее еще более грандиозное свершение, но прежде чем садиться на Луну, надо было проверить в полете лунный посадочный блок. Испытаниями занялись экипажи «Аполлона-9» на околоземной и «Аполлона- 10» на окололунной орбите…

В Советском Союзе и Китае телезрители были лишены возможности увидеть прямую трансляцию высадки Армстронга и Олдрина в Море Спокойствия

Neil Armstrong, first man on the moon, dies.И вот 16 июля 1969 года гигантское почти трехтысячетонное сооружение высотой 110 метров – ракета «Сатурн-5» — поднялось над стартовым столом и устремилось в небо… Так началась эпопея, приковавшая к экранам телевизоров миллионы и миллионы людей во всем мире. Только в Советском Союзе и Китае телезрители были лишены возможности увидеть прямую трансляцию высадки Нила Армстронга и Эдвина Олдрина в Море Спокойствия. (Третий член экипажа — Майкл Коллинз — ждал их возвращения на окололунной орбите в командном модуле «Колумбия».)

Ступив на грунт, Армстронг произнёс давно заготовленную для этого случая фразу«Этот маленький шаг одного человека означает гигантский прыжок человечества».

Пробыв на Луне чуть менее суток, 24 июля астронавты вернулись на Землю, прихватив с собой 22 килограмма образцов лунных пород. И тут же на три недели угодили в карантин. Эта мера предосторожности принималась только в первых полетах, пока ученые окончательноне убедились, что Луна — абсолютно безжизненный мир.

Фантастическое достижение вызвало бурный восторг всего мира. Даже в Советском Союзе, проигравшем лунную гонку, вынужденно отдали должное американским ученым и астронавтам. Как сказал в те дни конструктор и космонавт Константин Феоктистов,  «высадка на Луну – этоакт самоутверждения человечества».

В течение следующих двух с половиной лет на Луне побывали еще десять американских астронавтов, доставивших «домой» на радость ученым почти четыре центнера лунных камней. Не удалось достичь цели только экипажу «Аполлона-13» — на подлёте к Луне взорвался, разрушив маршевый двигатель, кислородный бак высокого давления. Астронавты сумели вернуться на Землю, использовав для торможения и коррекции траектории двигатель лунного модуля. Если бы авария случилась после его отделения от корабля, гибель экипажа была бы неминуема.

Впрочем, для срыва полета вовсе не обязательно должна была случиться авария на борту. Могли помешать и иные неожиданности: Конгресс США сократил ассигнования, и последние три из десяти намеченныхэкспедиций на Луну не состоялись. И в ее освоении человеком наступила пауза, конца которой пока что не видно.

Так обстояло дело по ту сторону океана. А что же у нас? Неужели Королёв и его «наследники» спокойно взирали иа приготовления американцев?

lynoxodВ Советском Союзе тоже не дремали — кроме постройки «Луноходов» и аппаратов для автоматической доставки на Землю лунного грунта, параллельно разрабатывались сразу два лунных проекта.

Драматическая история едва не увенчавшихся успехом (или трагедией?) планов облета наших космонавтов вокруг Луны на кораблях типа «Зонд» (усеченный на один отсек вариант «Союза») заслуживает отдельного рассказа. Был шанс опередить «Аполлон-8», попытавшись стартовать на пару недель раньше. Члены всех трех прошедших подготовку экипажей заявили, что готовы рискнуть. Но техника была еще очень «сырая»из восьми беспилотных запусков полностью удался только один, и Политбюро не решилось на эту авантюру.

Позже этот корабль запустили в беспилотном варианте – и опять неудачно: подвела ракета «Протон». Потом были удачные запуски, но космонавты так и не полетели. Дело в том, что мощности «Протона» не хватало для того, чтобы направить к Луне достаточный вес, и маленький «Зонд» даже в принципе не мог выйти на орбиту вокруг Луны, как это делали «Аполлоны», имевшие на борту многие тонны топлива. А лихой «кавалерийский» проскок мимо ночного светила по орбите высокоапогейного спутника Земли выглядел бы просто несолидно после наглядной демонстрации американской мощи.

Гораздо солиднеено и сложнее был второй проект, предусматривавший высадку одного космонавта на поверхность Луны.

Началась зта история с разработки в 1962 году эскизного проекта мощной (грузоподъемностью 70 тонн) ракеты Н1. Тогда же была начата работа над кораблем 7К, более известным под названием «Союз».

В августе 1964 года постановлением ЦК и Совмина высадка на Луну была намечена на 19б7-1968 годы, но задача оказалась гораздо труднее, чем она выглядела а период эйфории от первых успехов. (Не способствовала делу и борьба за «заказ» между конструкторскими бюро Королёва, Челомея и Янгеля, происходившая на фоне схватки партийной элиты за высшую власть в стране и свержения Никиты Хрущева.)

В расчетный вес уложиться оказалось невозможно и грузоподъемность Н1 пришлось увеличить до 85, а потом до 95 тонн. (И всё равно это было немного по сравнению с «Сатурном-5»). При этом число двигателей на первой ступени достигло тридцати! Надежности конструкции это не прибавило. Все четыре запуска носителя закончились плачевно, причем при втором — за две недели до полета «Аполлона-11» — чудовищный взрыв разрушил стартовый комплекс.

Неудачи СССР в попытках высадиться на Луну во многом объясняются недостатком финансов

Во многом эти неудачи объясняются недостатком финансов — в то время, как американцы в свою лунную программу вложили около 25 миллиардов долларов(стоивших, между прочимпочти на порядок дороже нынешних), советские расходы составили всего лишь 3,6 миллиарда рублей (из них на Н1  2,4 миллиарда). А всего планировалось потратить на всю программу Н1 -ЛЗ, включая постройку шестнадцати летных образцов, менее пяти миллиардов рублей!

Справедливости ради, надо сказать, что некоторые источники говорят о десяти миллиардах. И рубли те – не чета нынешним. Но так или иначе, средств катастрофически не хватало. Например, не было возможности проверять на стенде всю ракету в собранном видетолько отдельные части. Всё это не могло не сказаться на качестве техникиНеудачи стоили карьеры многолетнему заместителю и «наследнику» Королёва академику Мишину.

И все же, из аварий делались выводы и были серьезные надежды на то, что пятый пуск окажется успешным. Он должен был состояться в конце 1974 года, но уже в мае НПО «Энергия» (так к тому времени стало называться королевское ОКБ-1) возглавил давний противник проекта Н1 академик Валентин Глушко. Работы по этому носителю были прекращены, а уже собранные ракеты разрезали в металлолом. Одну из огромных деталей долго еще использовали в качестве навеса над танцплощадкой в городе Ленинске – «столице» Байконура.)

Вскоре под руководством Глушко началась работа над созданием нового носителя примерно той же грузоподъемности — знаменитой «Энергии», которая, однако,«поспела» в несчастливые для отечественной космонавтики времена.

Впрочем, за океаном тоже победил прагматизм: политическая цель полетов на Луну была достигнута, научные цели, в общем-то, тоже. Тратить еще по полмиллиарда долларов на каждый новый лунный полет (намного более рискованный, чем полеты вокруг Земли) политики сочли излишним.

luna20Советский Союз сделал вид, что и не собирался запускать людей на Луну, и осуществил успешную программу её исследований автоматами. Два управлявшихся с Земли «Лунохода» и три автомата, доставившие на Землю 324 грамма лунного грунта (не так уж много, если вспомнить про 380 килограммов в «закромах» НАСА), показали, что и мы, всё же, не лыком шиты.

Кстати, в последние годы в «патриотичных» кругах стало модно кричать, что «америкосы на Луну не летали!», дескать, «это всё обман!». Справедливости ради, надо сказать, что первыми такую утку запустили двое американских прохиндеев. (Одному из которых крепкий старик Эдвин Олдрин, не сдержав эмоций, съездил по физиономии.) Бредовую выдумку радостно подхватили в России, ряды конспирологов стремительно растут. Их аргументы многократно опровергнуты, но, поскольку интеллектуальный уровень адептов, как правило, стремится к плинтусу, логические доводы просто не воспринимаются.

Между тем, любая солидная лаборатория, представив план научных исследований, может совершенно бесплатно получить в НАСА образцы лунного грунта. Изотопный состав которого неопровержимо доказывает лунное происхождение.

Советская «Луна-24» вернулась на Землю 22 августа 1976 года,  с этого дня в «непосредственном» исследовании Луны наступила затянувшаяся по сей день пауза

Советская автоматическая «Луна-24» с последней на сей день порцией лунного грунта вернулась на Землю 22 августа 1976 года. С этого дня в «непосредственном» исследовании Луны наступила пауза, продлившаяся  до нынешнего века. Лишь в последние годы запустили вокруг неё несколько спутников. И сбросили на Луну – в районы полюсов — пару отслуживших свое космических аппаратов. При их ударе с размаху о поверхность выделяется энергия, немногим уступающая энергии авиабомбы того же веса. Наблюдая за взрывом, ученые при помощи спектрографа искали пары воды и, кажется, нашли. Что открывает перспективы для постройки лунных обитаемых станций.

Они могут пригодиться в будущем, когда и если на Земле будут построены термоядерные реакторы, работающие на изотопе гелия, коим, как оказалось, богат лунный реголит (поверхностный слой грунта). Планы по горным разработкам на Луне выглядят пока фантастикой. Тем не менее, интерес к полетам на Луну возобновляется.

США при наличии воли, сможет в считанные годы создать необходимую технику для полёта на Луну

В США неоднократно рассматривали проекты возвращения на Луну, но каждый раз для требующихся на их реализацию миллиардов находили другое применение. Впрочем, никто не сомневается, что мощнейшая пока держава мира, при наличии воли, сможет в считанные годы создать необходимую технику. Восстанавливать легендарные носители «Сатурн-5» нет никакого смысла – они морально устарели, особенно в части электроники. К тому же, технологическая оснастка давно уничтожена – настоящие капиталисты умеют считать деньги и не загромождают десятилетиями производственные площади ненужным хламом. (Кстати, схожие причины похоронили прожекты воссоздания отечественного сверхтяжелого носителя «Энергия».) Вместо «Аполлона» можно будет использовать один из двух типов новых многоместных (и многоразовых) кораблей, уже летающих в беспилотном варианте. Останется создать новый посадочный аппарат, превосходящий по возможностям легендарный «Игл» Армстронга и Олдрина.

Европейское космическое агентство, Япония, Индия и Китай пока ограничиваются беспилотными аппаратами для исследования Луны. Индия, кстати, недавно выразила большое неудовольствие России, за то, что та, взяв на себя обязательство предоставить платформу для доставки индийского аппарата на поверхность Луны, в очередной раз срывает сроки.

Похоже, что Россия и сама не уложится в намеченные самой себе сроки возобновления доставки на Землю лунного грунта автоматическими аппаратами. Эта же посадочная платформа должна будет доставлять к цели новые «Луноходы».

Планы пилотируемых полетов на Луну у Роскосмоса больше напоминают прожекты

Планы же пилотируемых полетов на Луну у Роскосмоса пока больше напоминают прожекты. Пару лет назад в «Энергии» подумывали прокатить пару космических туристов вокруг Луны (без высадки на неё), обещая сделать это уже в 2017 году. Очевидно, собирались использовать модернизированный под такую задачу «Союз», состыковав его на околоземной орбите с разгонным блоком. Но ракета «Протон» для этого, если и подойдет, то с трудом. А другой пока нет — даже тяжелая «Ангара», испытания которой намечены на декабрь нынешнего года, тоже слабовата для полноценной лунной программы. Сверхтяжелый же вариант «Ангары» (в полтора раза мощнее «Протона») пока не существует.

Теперь Роскосмос обещает высадку на Луну в 2030 или, «самое позднее», в 2031 году. Подробности широкой публике остались неизвестными.  При отсутствии сверхмощного носителя, такой полет можно будет осуществить лишь при сборке лунного корабля на орбите из отдельных блоков. В самом «бюджетном» варианте потребуется полдюжины запусков.

Самыми реальными претендентами на то, чтобы стать вторыми людьми на Луне, выглядят китайцы

chinalynСамыми реальными претендентами на то, чтобы стать вторыми людьми на Луне, выглядят китайцы. Они уже бывали на околоземной орбите и отработали стыковки на кораблях собственного производства (пусть и разительно напоминающих «Союзы»). Китай планирует пилотируемые полёты к Луне примерно в 2020 году – лет на десять раньше России — и строительство лунной базы к 2050 году. Для этого разрабатывается сверхтяжёлая ракета-носитель «Великий поход-9».

А пока Китай уже стал третьей державой, самостоятельно посадившей автоматический аппарат на Луну. 14 декабря прошлого года станция «Чанъэ-3» доставила туда китайский луноход. Проработал он, правда, меньше расчетного. Тем не менее, это большое достижение Китая, успешно перенявшего старые советские наработки, и уже обгоняющего остановившегося в развитии учителя.

Георгий Арефьев, специально для «В кризис.ру»

(Visited 9 times, 1 visits today)

Технологии

У партнёров