• 26 февраля 2009 Бизнес

    Абонент как главная дойная корова

— Реальные доходы населения снижаются. Насколько это отражается на рынке телекоммуникаций?

— Ситуация здесь, как и во всей экономике. Кризис дошел и до отрасли связи, поскольку покупательная способность населения падает, а реально располагаемые доходы снижаются. И, соответственно, народ начинает уже и на связи экономить.

То есть еще раньше, в четвертом квартале 2008-го года, начались сокращения объема потребления услуг связи со стороны юридических лиц. Потому что вставала промышленность, особенно в регионах. Теперь эта тенденция затронула и Петербург. Поэтому объемы потребления как со стороны юридических лиц, так и со стороны лиц физических, падают. Соответственно, падает и выручка операторов.

— А что делают операторы?

— Сотовики повышают цены, как вы знаете. Другие предлагают новые тарифы. Еще раньше, в IV квартале прошлого года, были завуалировано повышены цены. Старались тарифицировать те услуги, которые раньше предоставлялись бесплатно. На многих тарифах изменились условия обслуживания, тарификации вызовов, что де-факто привело к повышению цен. Ну, например, была посекундная тарификация с первой минуты – стала со второй. Была со второй – стала с третьей. Подорожали и смс-сообщения.

Фактически, у отрасли одна дойная корова – это абонент. Других нет способов поднять доходы, если они падают.

— Можно ли ожидать, что какие-то из операторов уйдут с рынка?

— Ну, я бы не сказал, что операторы испытывают настолько серьезные проблемы. В их расходах есть валютная составляющая. Во-первых, это валютные кредиты. Во-вторых, это расходы на оборудование. И третье — это так называемая сервисная поддержка, которую составляют в значительной степени зарубежные компоненты. На данном этапе операторы пытаются сохранить все докризисные финансовые показатели, и на это направлены все их телодвижения.

Банкротства, скорее всего, будут, но не непосредственно в сегменте связи. Мы видим, что банкротства уже происходят в сотовом ритейле. Это тот же самый Dixis, компании такого типа. А сотовые операторы обанкротятся, наверное, в самую последнюю очередь из всех субъектов экономической деятельности. Потому что у них высокая рентабельность, от телефонных разговоров ведь никто даже в кризис не откажется.

— А с ритейлом насколько может быть серьезно сокращение рынка?

— Магазины сотовых ритейлеров в 99% случаях арендованы. Если они закрываются, это не значит, что объект недвижимости закрывается, просто ритейлер отказывается от аренды. Скорее всего, будет происходить замещение. Те магазины, которые закрываются, заместят либо операторские магазины, либо конкуренты.

Но люди все равно реже будут покупать телефоны, реже будут платить за связь, так что такого количества магазинов уже просто не нужно. Падение я бы оценил в 30% по 2009 году.

— Насколько государство готово помогать сотовикам?

— Запас прочности, конечно, велик. Но тут нужно понимать, что связь – это стратегическая отрасль, так как на ней базируются все системы управления. Соответственно, государство заинтересовано сохранить связь российской, чтобы контрольные пакеты сохранялись у российских аукционеров. Скорее всего, это может быть помощь в реструктуризации задолженности, потому что долги у них существенные. С точки зрения такого участия оно возможно. С точки зрения вхождения в уставной капитал, я думаю, это крайне маловероятно. Возможен еще один вариант. Государство может выйти на сотовый рынок, создав крупную госкорпорацию, которая очень быстро получит лицензию.

— Кто из операторов больше всего пострадал от кризиса?

— Все примерно одинаково. Просто у «Мегафона» самая низкая долговая нагрузка. У него долг всего около миллиарда долларов. И если сравнивать с конкурентами, то у него гораздо больше возможности для маневра. И он этими возможностями, как мне кажется, воспользуется. Эта компания достаточно оперативно реагирует на изменяющиеся условия рынка. А тяжелее всего «Вымпелкому» (Билайн), у них самые крупные долги. Долг надо обслуживать, а он ведь валютный.

Беседовал Георгий Нигилевский, «В кризис.ру»


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ


За долги оставят дома

В кризис абоненты платят за сотовую связь меньше. А раз так, операторы куда пристальнее наблюдают за чрезмерно разговорчивыми пользователями, допускающими перерасход средств на своих сотовых счетах.

«В кризис.ру» выяснил, сколько надо наговорить, чтобы тобой заинтересовались коллекторы.

— В принципе существующие системы биллинга позволяют ловить абонентов при переходе через ноль, но в роуминге или при работе в интернете существует возможность уйти в минус, даже приличный, — говорят эксперты. Отметим, что в последнее время часть операторов мобильной связи заявила, что поднимает роуминговые тарифы.

— Формально должником считается любой абонент, у которого есть задолженность. Один из распространенных вариантов ее образования — разговоры в роуминге, — подтвердили в северо-западном филиале ОАО «МегаФон».

Назвать конкретную сумму, начиная с которой оператор начинается работа по взысканию, там затруднились, заверив, что каждый случай рассматривается индивидуально. Напомним, ранее сообщалось, что один из операторов начинает «пристально смотреть в сторону абонента», когда его долг превышает 1 600 рублей.

Представители других сотовых компаний акцентируют внимание на том, что стараются не давать своим клиентам «уходить в минус». В «TELE2 Санкт-Петербург» говорят, что этому способствует система предоплаты. Представители «Вымпелкома» (марка Билайн) отмечают, по кредитной системе оплаты можно настроить лимит, а за пределами пределами домашней сети работает онлайн-тарификация. Тем не менее, компания сотрудничает с коллекторскими агентствами уже нескольких лет:

— Они могут предпринимать юридические и фактические действия: направлять письма, уведомления, требования о погасить долг; вести переговоры по телефону, с помощью sms-рассылки и по электронной почте и так далее, — сообщили в пресс-службе петербургского филиала.

Более подробно о методах работы и самих агентствах распространяться не стали — «во избежание мошенничества». Впрочем, распознать «истинного коллектора» не так уж трудно — он никогда не будет настаивать на погашении долга здесь и сейчас. То есть не положит ваши деньги себе в карман в прямом смысле.

Операторы стационарной связи также уже прибегли к помощи посредников. В пресс-службе «Ростелекома» (компания предоставляет услуги междугородней и международной связи), сообщили, что их подвиг обратиться к коллекторам двойной рост расходов на создание резервов по сомнительным долгам в 2007 году. Однако петербуржцы пока могут спасть спокойно — они мало задолжали.

В «Северо-западном телекоме» (предоставляет услуги стационарной связи) «В кризис.ру» пояснили, что должником считается абонент, не оплативший услуги до 20-го числа каждого месяца:

— Его типичный портрет – человек занятой или недисциплинированный. Выражаясь словами Маршака, «человек рассеянный с улицы Бассейной». Сегодня он забыл оплатить счет, завтра – его потерял, послезавтра – уехал в другой город. Сумма задолженности варьируется в диапазоне от 1 рубля до 150 тысяч, средняя составляет 400 рублей. Коллекторы проводят повторную досудебную работу с должниками. В том числе объясняют, если иск будет подан в суд, долг увеличится на сумму судебных издержек таких, как госпошлина, почтовые расходы. А если человек проигнорирует решение суда, то может быть временно ограничен его выезд за пределы страны.

Алевтина Федулова, специально для «В кризис.ру»

(Visited 1 times, 1 visits today)

Бизнес

У партнёров