• 17 февраля 2009 Бизнес

    На российском рынке состоялось первое кризисное поглощение

Как отмечает издание, СОГАЗ стал первой страховой компанией, купившей профильный актив во время кризиса. Председатель правления СОГАЗа Вадим Янов сообщил в понедельник, что договоренность о покупке 100% «Шексны» уже достигнута с ее основным собственником — «Севергрупп» (ранее «Северсталь-групп»). По словам Янова, ходатайство по сделке уже подано в Федеральную антимонопольную службу. Закрытие сделки планируется в марте.

Страховая группа «Шексна» состоит из трех компаний: опорный страховщик «Шексна» (сборы по итогам 2008 года, по данным Росстрахнадзора, 1,6 миллиарда рублей, 101-е место), «Шексна-М» (занимается ОМС, сборы — 4,2 миллиарда рублей, 48-е место) и «Шексна-Жизнь» (4,7 миллиарда рублей, 625-е место). Сборы группы СОГАЗ по итогам 2008 года составили 41,1 миллиарда рублей, это третья позиция на рынке после «Росгосстраха» и «Ингосстраха», отмечает издание.

Как пишет газета со ссылкой на Янова, всего на покупки страховщиков в 2009 году группа планирует потратить 3 миллиарда рублей, включая оплату сделки по «Шексне». По подсчетам предправления СОГАЗа, до сделки группа занимала пятое место на рынке Северо-Западного федерального округа, а «Шексна» — второе. После завершения сделки СОГАЗ займет в СЗФО второе после «Росгосстраха» место по объемам премии.

Прокомментировать стоимость сделки изданию представители СОГАЗа и «Северстали» отказались. Менеджеры «Шексны» вчера были недоступны для комментариев.

Оценить сделку попытались опрошенные «Коммерсантом» страховщики и аналитики. «»Шексна» — хорошая компания одного клиента, но не рыночная, поэтому оценить сделку невозможно, — считает заместитель гендиректора СК «Русский мир» Евгений Гуревич. — Во время кризиса еще не было подобных покупок». По словам Гуревича, доля «Шексны» (без ОМС) на рынке СЗФО на начало 2009 года составила 3,61%, а доля СОГАЗа — 5,35%. Таким образом, с присоединением «Шексны» доля компании СОГАЗ вырастет почти в 1,5 раза, резюмирует эксперт.

По оценке главы «Ингосстраха» Александра Григорьева, из всего бизнеса группы компаний «Шексна» для расчетов при покупке интерес представляют только сборы опорной компании (1,6 миллиарда рублей). «Я думаю, что страховщика стоит оценивать с коэффициентом 0,9 к годовым сборам», — считает он. «Я бы не стал сбрасывать со счетов сборы по медицине страховщика и его небольшие премии по страхованию жизни, — не соглашается гендиректор «АльфаСтрахования» Владимир Скворцов. — Думаю, мультипликатор составил бы 0,7-1 к взносам».

Больше за «Шексну» дают аналитики: «До 1,2 к сборам — порядка 2,5 миллиардов рублей при условии, что основной клиент компании — «Северсталь-групп» от нее не уходит», — заявил изданию заместитель главы агентства «Эксперт РА» Павел Самиев. Впрочем, по мнению наблюдателей, продаваться «на дне» будут только те компании, акционеры которых находятся в критической ситуации. «Привлекательные региональные страховщики — предмет интереса крупных федеральных компаний — будут ждать повышения цен»,- уверен Самиев.

Как сообщили изданию в Федеральной антимонопольной службе, по числу ходатайств о сделках по страховщикам пока наблюдается снижение спроса: в 2008 году центральный аппарат ФАС получил 41 запрос на страховую сделку, годом раньше таких запросов было 98.

Бизнес

У партнёров