• 22 января 2009 Бизнес

    Объем перевозок РЖД снизился на 35%

Сообщение РЖД — первая информация, показывающая возможное продолжение падения промпроизводства в РФ в январе 2009 года. Данные по декабрю Росстат пока не обнародовал, ранее косвенные индикаторы текущего состояния промпроизводства (в первую очередь, спрос на электроэнергию в первую декаду января) указывали на возможное прекращение промышленного обвала, начавшегося в ноябре 2008 года. Падение перевозок на 35% может соответствовать спаду промпроизводства, сравнимому с ноябрьским. Данные о потреблении энергии предыдущей недели продолжения обвала не показывают.

Эксперты отмечают, что январь — не самый показательный месяц для анализа статистики: фактически из-за длинных каникул сейчас можно говорить об итогах первой рабочей недели в этом году. «Итоги погрузки по декабрю оказались лучше, нежели прогнозы железнодорожников: падение погрузки составило 26% вместо озвученных 30%»,— говорит аналитик Merrill Lynch Эдуард Фаритов. Однако спад на уровне 36% эксперт называет «пугающим». «Несмотря на то что металлурги начали заявлять об относительном увеличении производства, погрузка продолжает снижаться»,— констатирует он. Кроме того, по словам Фаритова, с начала 2009 года существенно сократились перевозки автомобилей: отечественные автозаводы работают по три-четыре дня в неделю вместо прежнего трехсменного графика, импорт автомобилей «практически остановился».

Гендиректор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов считает, что к концу месяца уровень падения перевозок может достичь 40%, а по итогам 2009 года составит не менее 25-30%. «Если темп падения объемов железнодорожных перевозок снизится в феврале до 10-15% к февралю 2008 года, это будет означать, что решение государства по снижению курса рубля было правильным»,— полагает эксперт. Если же сокращение перевозок останется на уровне 30-40%, то это значит, что «кризис проходит не по линии цен, а по линии спроса», отмечает Безбородов. Глава аналитического департамента «Ингосстрах-инвестиции» Евгений Шаго считает, что и в феврале снижение погрузки составит порядка 30%. Отметим, «валютная паника» конца 2008-го — начала 2009 года и девальвация рубля вряд ли могли напрямую успеть отразиться на промпроизводстве. Однако на состоянии перевозок мог сказаться резкий рост стоимости кредитных ресурсов и курсовая неопределенность, заставляющая покупателей и продавцов не спешить со сделками.

Бизнес

У партнёров