• 12 февраля 2009 Бизнес

    Продажи автомобилей в январе упали более чем на 40%

«Это катастрофа», — восклицает исполнительный директор информационного портала auto-dealer.ru Олег Дацкив. Такого падения рынок не видел с 1999 г., добавляет член правления «Рольфа» Роман Хапаев.

Расти в таких условиях не удалось никому. Лучший результат из десятки лидеров показала Honda, сократившая продажи всего на 2%, худший — Hyundai (-48%, см. таблицу). В результате топ-10 претерпел серьезные изменения. Второе место после «АвтоВАЗа» сохранил бренд Chevrolet, с 4-го на 2-е место поднялся Ford. Обратный путь проделала Hyundai. Toyota и Nissan сохранили 3-е и 5-е места. Renault скатился с 7-го на 11-е место (3250), Mitsubishi — с 6-го на 16-е. Их места в десятке лидеров заняли Kia и Mazda.

Хиты продаж по-прежнему Ford Focus и Chevrolet Lacetti. А вот на 3-е место с 21-го взлетел седан бизнес-класса Toyota Camry. Продажи Lada упали на 38%, Renault Logan с 3-го места опустился на 7-е, продажи Hyundai Accent (выпускает «Тагаз») рухнули больше чем на 80%, гласят данные АЕБ.

Ernst & Young прогнозирует, что в нынешнем году поменяется структура рынка. Доля автомобилей российских брендов увеличится с 25,5% до 35% (670 000-730 000 автомобилей), а в целом спрос сместится в сторону более дешевых автомобилей. Пока дилеры держатся за счет продаж завезенных еще в прошлом году автомобилей. Когда эти запасы кончатся, продажи иномарок средней ценовой категории резко упадут, говорит эксперт Ernst & Young Иван Бончев. Главный исполнительный директор розничного подразделения группы «Рольф» Вардан Даштоян отмечает, что спрос отчасти поддерживался покупателями, пришедшими в салоны из-за опасения роста цен на автомобили. Даштоян добавляет, что и сам купил машину в январе.

Бончев думает, что, как минимум, в ближайший год восстановления спроса уже не предвидится. Ernst & Young в обзоре автомобильного рынка прогнозирует в 2009 г. падение продаж новых легковых автомобилей на 25-30% (до 1,92-2,06 млн автомобилей).

Дацкив думает, что в этом году снижение продаж составит не меньше 50% до 1,3-1,5 млн автомобилей. Все зависит от цен на нефть. Если они не поднимутся до $50-70 за баррель, массовый покупатель будет выбирать российские бренды или иномарки, произведенные в России. Впрочем, председатель совета директоров Genser Игорь Пономарев думает, что российские автопроизводители вряд ли устоят перед соблазном повысить цену на свою продукцию вслед за иномарками.

Но директор московского офиса A. T. Kearney Евгений Богданов уверен, что после ликвидации запасов прошлогодних машин резкого роста цен не последует. Суммы на ценниках возрастут, но производители и дилеры по-прежнему будут предлагать ощутимые скидки.

Бизнес

У партнёров