• 3 февраля 2009 Бизнес

    Прошедший год стал провальным для московского аэропорта Домодедово

Группа «Ист Лайн» основана в 1997 году, объединяет 14 компаний, оказывающих услуги в московском аэропорту Домодедово, принадлежащем группе. В 2008 году аэропорт обслужил 20,4 млн пассажиров, увеличив объем по сравнению с 2007 годом на 9%. Финансовые показатели компании не публикуются. По неофициальным данным, «Ист Лайн» контролируется группой частных акционеров во главе с председателем совета директоров Дмитрием Каменщиком.

Прошедший год стал провальным для Домодедово. Летом из-за неплатежей авиакомпаний авиаальянса AiRUnion аэропорт остановил их обслуживание, в результате чего тысячи пассажиров не могли улететь в пункты назначения. Рейсы крупнейших авиакомпаний альянса — «Красэйра», «Домодедовских авиалиний» и «Самары» (вместе более 3 млн пассажиров в год) — были переведены во Внуково. Домодедово осталось с долгом, который, по неофициальным данным, составляет порядка 2 млрд руб. Следом за AiRUnion обанкротились «Дальавиа» и «Интеравиа», а в последние месяцы стали очевидными финансовые проблемы у авиакомпании «Сибирь», самого крупного российского авиаперевозчика, базирующегося в Домодедово. В ноябре 2008 года гендиректор «Сибири» Владислав Филев называл общую сумму ее долга по топливу и наземному обслуживанию перед российскими аэропортами — 3,16 млрд руб. Учитывая, что около 70% пассажиропотока «Сибири» проходит через Москву, ее долг перед Домодедово может составлять около 2 млрд руб.

Кроме того, кризис привел к падению рынка авиаперевозок в целом, и впервые за много лет пассажиропоток в Домодедово начал снижаться. С осени пресс-служба аэропорта перестала публиковать ежемесячные объемные показатели, предпочитая открывать лишь объемы перевозок нарастающим итогом начиная с января 2008 года, когда рост составлял более 20%. Однако сопоставление данных показывает, что в ноябре пассажиропоток Домодедово снизился на 7,1%, в декабре — на 16%. Данные за январь 2009 года в Домодедово не раскрывают.

Глава аналитического департамента «Ингосстрах-инвестиции» Евгений Шаго отмечает, что компании отзывают рейтинг, когда есть риск его снижения до дефолтного уровня. «Видимо, для «Ист Лайна» риск снижения рейтинга в зону С стал очевиден, и продолжать платить агентству за такой рейтинг просто не имеет смысла»,— отмечает эксперт.

Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев добавляет, что новой угрозой для Домодедово является возможное банкротство «Сибири», которое «нельзя исключать в нынешней ситуации». «Львиная доля пассажиров «Сибири» — транзитные для Домодедово, а именно эти пассажиры приносят наибольшую прибыль»,— отмечает эксперт. Он добавляет, что, если остановки перевозок «Сибири» удастся избежать, «Ист Лайн» сможет выкарабкаться».

Бизнес

У партнёров