• 2 марта 2009 Бизнес

    Торговые центры пустеют

За последние несколько месяцев многие посетители торговых центров обнаруживали на месте любимых магазинов другие торговые точки или вовсе пустые места. Так, в торговом центре «Атриум» закрылся бутик Mango, в комплексе «Мега Белая Дача» закрыт магазин одежды Kookai, в марте будут закрыты все магазины под маркой Diesel, в том числе в торговом комплексе «Охотный ряд», ТЦ «Атриум» и «Европейский». Ни Diesel, ни Kookai не собираются перезаключать окончившиеся договоры на дистрибуцию товара на территории России.

Согласно данным Colliers International, на конец 2008 года площадь профессиональных торговых центров в Москве составила около 3,9 млн кв. м, торговая площадь превышает 2 млн кв. м. Из заявленных в 2008 году объектов было открыто только семь. При этом даже в самых крупных торговых галереях далеко не все заявленные арендаторы смогли открыть свои магазины. Например, в ТРЦ «РИО» в эксплуатацию было введено всего 60% магазинов. «Раньше мы следовали агрессивной стратегии развития и открывались практически в каждом ТЦ, где было место. Теперь нам приходится более осмотрительно относиться к новым точкам и замедлить темпы роста», — объясняет тенденцию директор по связям с общественностью «Дикой орхидеи» Оксана Донская.

Крупным сетям пока удается сохранять магазины в торговых центрах во многом благодаря тому, что арендодатели идут навстречу и снижают арендные ставки. Участники рынка рассказывают, что в зависимости от ТЦ дисконт может составлять от 10 до 30%, а с некоторыми компаниями заключаются договоры, согласно которым арендная плата зависит от трафика магазина. «С октября мы пересмотрели договоры аренды со всеми нашими арендодателями», — рассказала РБК daily представитель компании Finn Flarе Екатерина Русакова. Коммерческий директор компании Jeans Symphony Алексей Смирнов также сообщил, что переговоры об изменениях условий сотрудничества с ТЦ ведутся со всеми партнерами: «На сегодняшний день мы не вышли ни из одного торгового центра, но это может произойти, так как с некоторыми девелоперами мы пока не находим компромиссных решений».

«За последнее время действующие раскрученные ТЦ особых проблем не испытывают, все секции сданы», — отмечает директор департамента торговой недвижимости Colliers International Татьяна Ключинская. По ее словам, если кто-то съезжает, на это место сразу находится желающий из листа ожидания. Это подтвердили в компаниях «Манежная площадь» и City Property Management, управляющих крупными торговыми центрами. В «Манежной площади» рассказали, что с насиженных мест уходят в основном индивидуальные предприниматели и совсем маленькие сети. Начальник департамента аренды ТЦ «Атриум» Оксана Кондратьева считает, что ушли из торгового центра магазины, которые были «не на своем месте». Их площади заняли арендаторы, стоявшие в очереди. В целом в торговых центрах отмечают, что очередь из арендаторов стала меньше на 10—30%.

Плохо себя чувствуют только ТЦ, которые и в докризисные времена не пользовались особой популярностью. «Арендаторы, которые не смогли договориться о каких-либо преференциях с владельцами, конечно же, выезжают из тех торговых центров, где показатели торговли и до кризиса были не высоки, иными словами, с тех площадок, которые в ближайшее время станут нерентабельными», — отмечает ведущий консультант компании «Магазин магазинов» Марина Маркова. В последнее время ряд магазинов закрылся в торговых центрах, управляемых компанией «Гарант-инвест», однако ее представители отказались прокомментировать ситуацию с арендаторами. Сокращение арендаторов заметно и в ТЦ «Калужский». Директор по коммуникациям компании MosCityGroup (владелец ТЦ) Юлия Белова сообщила, что торговый центр собирается заменить ушедшие марки премиальными. В помещениях всех закрытых магазинов идет ремонт.

В то же время аналитики считают, что больше всего от кризиса пострадает именно премиальный сегмент и многим маркам придется сворачивать деятель

Бизнес

У партнёров