• 4 февраля 2009 Бизнес

    Затраты россиян и жителей СНГ на кино снизились на 15%

В январе кинотеатры в России и СНГ (за исключением Украины) выручили $78 млн, подсчитал журнал «Кинобизнес сегодня». Это на 14,6% меньше, чем в прошлом году: $91,3 млн. Для рынка СНГ это первое падение за многие годы: в январе прошлого года касса кинотеатров выросла на 57,5% по сравнению с январем 2007 г. ($58 млн). Но с учетом повышения курса доллара в рублях выручка все же оказалась больше — примерно на 12% (2,54 млрд руб. против 2,24 млрд руб. исходя из среднего курса за период). При этом посещаемость кинотеатров, по данным «Кинобизнеса сегодня», упала на 14% (минус 2,4 млн билетов).

Крупные сети пока не заметили снижения интереса к кино. «Мы довольны выручкой в январе, — заявила “Ведомостям” заместитель гендиректора сети “Киномакс” Ирина Туманова. — Люди ходили в кино точно не меньше, чем в прошлом январе». Гендиректор «Синема парка» Сергей Китин говорит, что в первой половине января по кинотеатрам сети, которые действуют больше года, зафиксировано небольшое увеличение выручки (до 2-3%). «По второй половине января данных у меня пока нет», — уточняет Китин.

Январь действительно мог быть вполне успешным для крупных игроков, в особенности на рынках Москвы и Санкт-Петербурга, указывает гендиректор кинопрокатной компании BVSPR Антон Сиренко. Но уже в январе стало заметно, как сильно просели регионы, где пострадали небольшие игроки и отдельные кинотеатры, именно за счет них могли упасть общие сборы. По данным «Невафильм Research», лишь 40% залов в России принадлежат крупным сетям, владеющим более чем 35 залами. К тому же падение посещаемости кинотеатры частично компенсировали повышением стоимости билетов (сейчас, по данным «Кинобизнеса сегодня», цена билета составляет около $6).

Кроме того, кинопрокатчикам приходится ориентироваться на очень хорошие результаты «Иронии судьбы. Продолжение», которая собрала в конце 2007 г. — начале 2008 г. $50 млн, что является абсолютным рекордом в СНГ. «Фильм существенно растянул рынок, так как привлек в кинотеатры тех, кто обычно в кино не ходит: 40% его зрителей составили люди, которые не были в кино долгие годы», — напоминает гендиректор «Централ партнершип Sales House» Марк Лоло. В этом году ни один фильм пока не может похвастаться подобными сборами: лидер проката — «Обитаемый остров» собрал, по данным «Кинобизнеса сегодня», $21,5 млн. «У “Обитаемого острова”, который сам по себе сильный фильм, не было шанса снова сковырнуть с дивана этих бабушек — не та аудитория», — подтверждает Китин из «Синема парка».

Бизнес

У партнёров