13 февраля 1870 года на Симбирской (ныне Комсомола) улице было открыто здание Финляндского вокзала, построенного по проекту архитектора Петра Купинского. Сегодня от этого вокзала остался лишь один фрагмент, сохранённый во время реконструкции в 1950-х. Старый Финляндский вокзал особым архитектурным шедевром не был, тем более не является таковым теперь. Но в истории города и страны он сыграл довольно значительную роль.

В 1917 году Ленин, проехав в пломбированном вагоне всю Германию, пересел на паром и прибыл в Гельсингфорс. Оттуда на паровозе доехал до Петрограда и вылез на Финляндском вокзале. Это быль. Подтверждённая фактами. Вернее одним фактом ― паровозом. Который несколько лет после этого знаменательного события катался между Петроградом и Хельсинки. Потом был списан и отправлен на свалку. В 1961-м финны его на этой свалке откопали и торжественно преподнесли в дар коммунистической партии и советскому правительству. Щедрый подарок был с благодарностью принят, старательно очищен от ржавчины и водворён в специальный павильон, построенный на Финляндском вокзале по проекту Петра Ашастина и Георгия Лоханова. Он и сейчас там пылится.

А теперь легенда. Она гласит, что, выйдя с вокзала на привокзальную площадь, Ленин тут же влез на броневик и проорал над многотысячной толпой восторженных сторонников свои «Апрельские тезисы». Потом легенду несколько видоизменили. Её пришлось поменять по простой причине. «Апрельские тезисы» начинали зубрить в школе и продолжали вдумчиво изучать всю оставшуюся жизнь ― на семинарах в институте, на политинформациях на работе, ну и на пенсии, конечно, тоже, уже по привычке. Поэтому в целом их содержание было всем известно. Читать этот опус без слёз почти невозможно ― он длинный и абсолютно бессмысленный. Плеханов назвал это бредом и даже написал на эту тему статью «О тезисах Ленина и о том, почему бред бывает подчас интересен». Короче, советского человека очень трудно было убедить в том, что революционные солдаты и матросы, а также не менее боевитые рабочие и крестьяне проявили к воплям Ленина глубокий интерес. Вероятно, через минуту просто стащили бы с броневика и хорошенько поддали. Чтобы не выделывался.

В общем, идя навстречу пожеланиям трудящихся, стали говорить, что Ленин орал не тезисы, а всего лишь «Да здравствует социалистическая революция!» После этого был очень быстро увезён в особняк Кшесинской на специально подогнанном автомобиле. И там с балкона проорал всё те же тезисы. Вообще говоря, верится только в первую часть этой куцей легенды ― про быстрое бегство с вокзала. Всё остальное ― миф. Зажигательно проорать «Апрельские тезисы» мог разве что Троцкий, да и то сомнительно. А Ленин выступать перед народом не любил и не умел. Он его боялся. А ну как, услышав первый тезис, балтийские моряки (краса и гордость революции) просто дружно рявкнули бы: «Слезай с балкона, идиот!» А то и вовсе ушли бы. Ну и кто тогда делал бы великую октябрьскую?

Короче, про тезисы коммунисты наврали. Но увековечить ленинский вояж из Германии очень хотелось. А потому сразу после смерти вечно живого Ильича возле вокзала решили поставить памятник. Конкурс был серьёзный. В нём участвовали лучшие архитекторы и скульпторы страны ― Фомин, Манизер, Руднев. Победил проект скульптора Сергея Евсеева и архитекторов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха. Их бронзовый Ленин на гранитном броневике ― один из первых, а потому эталонный для всех остальных, памятник вождю мирового пролетариата. Реально шедевр раннего конструктивизма. Он был открыт в 1926 году совсем неподалёку от входа в старый вокзал.

Шло время, город рос, Финляндский вокзал стал тесноват. В начале 1950-х его решили перестроить. Проектировщиками были главный ленинградский архитектор Николай Баранов, Надежда Агеева, Григорий Иванов и Яков Лукин.

Баранов был сторонником комплексной застройки, он поставил задачу обновления всей Арсенальной набережной. А её «основным архитектурным звеном будет новый корпус Финляндского вокзала, расположенный в глубине площади на главной оси и завершаемый мощной вертикалью». При этом Баранов планировал передвинуть Ленина ближе к Неве, чтобы организовать парадную площадь перед вокзалом. Но в связи с «Ленинградским делом» Баранова выгнали с должности главного архитектора города. И конечно, тут же обнаружили в его проекте вредительство. Мало, что площадь засадил деревьями, так ещё и надругался над вождём ― принял совершенно антисоветское решение о передвижке его памятника (не иначе, как в пользу Японии).

Баранова посадили. Строить вокзал и площадь стали Ашастин и Лукин. К тому времени, как Баранова выпустили и реабилитировали, фундамент нового унылого проекта, в стиле, который деликатно называют функционализмом, был уже заложен. Баранову удалось добиться пересмотра, но воплотить первоначальный замысел не получилось. Пятидесятиметровую высоту башни, которая была задумана первоначально, снизили до 16 метров (высота шпиля 30 метров). «Это не могло не ухудшить архитектурный облик площади», ― сокрушался Баранов. Хотя Ленина с большими усилиями (его вес около двухсот тонн) всё-таки передвинули на 180 метров к Неве.

1 апреля 2009 года в 4:30 утра на площади перед Финляндским вокзалом прогремел взрыв. Неизвестные герои (их так и не нашли) напали на Ленина. Но это покушение, как и другие, оказалось не совсем удачным ― Ильич устоял и только на заднице образовалась дыра около метра в диаметре. Вой коммунистов был столь оглушительным и протяжным, что власти поторопились отправить вождя в починку. И это была, возможно, самая большая градостроительная ошибка. Несомненно, памятник представляет собой культурную ценность, но с той боевой раной он был явно намного ценней.

День Петербурга

У партнёров