Легендарный ледокол «Красин». Вообще-то поначалу «Красин» был «Святогором» и ничем замечательным не отметился. Выйдя в море в первый раз в марте 1916-го, сразу же был вынужден вернуться на переделку. Только его переделали, совершился октябрьский переворот 1917-го, а потом Гражданская война и интервенция. И для того, чтобы перекрыть интервентам подступ к Архангельску, «Святогор» затопили в Северной Двине, где в неё впадает река Чижовка. Но вместо того, чтобы убояться, деловитые интервенты ледокол подняли и отбуксировали в Англию. Через два года советы его выкупили. В этом коммерческом предприятии активно участвовал торгпред Красин. А потому после его смерти, в 1927-м, ледокол назвали его именем. И практически сразу после этого началась великая история «Красина».

16 июня 1928-го «Красин» с одним самолётом «Юнкерс» ЮГ-1 на борту вышел из Ленинграда на спасение экспедиции генерала Умберто Нобиле. Капитаном «Красина» был Карл Эгги, а руководил всей экспедицией знаменитый полярный исследователь Рудольф Самойлович. Это была его четырнадцатая экспедиция. Всего он провёл их двадцать одну. Когда готовился к двадцать второй, был арестован НКВД и расстрелян. Как иностранный шпион ― одновременно немецкий, английский, французский (он знал эти языки). Но это потом, десять лет спустя. А в 1928-м партия и правительство доверило ему руководство самым мощным советским ледоколом.

Дирижабль «Италия» с экипажем 16 человек и одной генеральской собакой Титиной отправился на Северный полюс. Достиг его и повернул назад, но возвращаясь потерпел крушение. Часть участников экспедиции погибла, часть пропала без вести, остальные разбили лагерь во льдах. В Италии, Швеции и Норвегии были организованы спасательные экспедиции. Великий Руаль Амундсен лично вылетел на поиски экспедиции Нобиле, но в результате погиб сам.

Практически с самого начала к поискам присоединился СССР. В Москве был создан целый Комитет помощи «Италии», подготовивший два ледокола ― «Красин», вышедший из Ленинграда, и «Малыгин», вышедший из Архангельска, и тут же застрявший во льдах. Короче, из всех судов, отправленных на помощь потерпевшему крушение дирижаблю, лишь «Красин» добрался до лагеря экспедиции. Было спасено семеро членов экипажа «Италии» (раненного Нобиле вместе с Тиной эвакуировали на самолёте несколькими днями раньше). А на обратном пути ледокол ещё и помог пассажирскому судну «Монте Сервантес», получившему пробоины. Там вообще было полторы тысячи пассажиров. Наконец, 5 октября «Красин» вернулся в Ленинград. Героев-спасателей встречал весь город.

Во Второй мировой войне ледокол участвовал в составе Северного конвоя. Потом продолжал исследования в Арктике. И вот это героическое судно едва не сдали в утиль в 1989-м. Спас его философ и историк науки Аркадий Мелуа через свой Международный фонд истории науки. Теперь это филиал калининградского музея Мирового океана. Ну хоть так.

У партнёров