Самый одиозный кремлёвский идеолог Владислав Сурков предложил очередную концепцию современного российского государства. В ней российскому народу, по сути, отводится роль зверя в клетке, считает известный питерский экономист Дмитрий Травин.

Обожаю Владислава Суркова. Что у Путина на уме, то у Суркова на языке. Просто не представляю, как бы мы без него сейчас изучали эволюцию путинизма. Наверное, занимались бы спиритизмом и вызывали из Кремля президентский дух, чтобы расспросить его о том, о чем не скажет сам Путин.

Я уже несколько месяцев жду, что начнется формирование новой русской идеологии, способной работать в такой политической системе, при которой на экономику и благосостояние махнули рукой, статистику откровенно фальсифицируют, а финансовые проблемы решают не серьезными реформами, способными поднять производство, а лишь повышением налогов и пенсионного возраста. Ведь Путин использовал победу на прошлогодних выборах только для этого. Никакой базы для реального роста экономики он закладывать не стал. Поменял главу Росстата — и получил рост ВВП. Теперь можно хорошее президентское послание составлять. Есть чем похвастаться перед Федеральным собранием.

Вопрос лишь в том, как быть с народом, который статистику обычно не изучает, зато в магазины ходит исправно и сравнивает цены со своими доходами. Такому народу для правильного поведения требуется постоянно впаривать что-то духоподъемное. А чем поднять дух, если «крымнаш» уже свое отработал, а нового расширения исконных земель пока не предвидится?

В такой ситуации лучшее, что можно придумать для ремонта прогнивших скреп, — это заявить, будто большим достоинством путинской системы является уже то, что без нее нам было бы совсем плохо. Мир ужасен. Либералы коварны. Русофобы не дремлют. Англичанка гадит. Украинка тоже. Про американку с американцем и говорить нечего: гадят вдвойне. В общем, не ждите, что жизнь улучшится. Радуйтесь, что она не стала такой же плохой, как на бесчестном Западе.

И вот вам пожалуйста — Сурков тут как тут: «Наша система, как и вообще наше все, смотрится, конечно, не изящнее, зато честнее».

Здесь, надо признать, Сурков слегка прокололся. Наверное, в спешке текст писал. Не может образованный человек, выросший в Советском Союзе, не знать старый анекдот про Вовочку: «Мария Ивановна, а Владимир Ильич тоже какал, как и мы?» — «Какал, Вовочка…, но как-то добрее, честнее…» Михаил Жванецкий, наверное, в этом месте сказал бы Суркову: «Тщательней надо, Владислав Юрьевич. Нам самим же это все и глотать».

Свою новую идеологическую концепцию Сурков предложил 11 февраля в опубликованной «Независимой газетой» статье «Долгое государство Путина». В рассуждениях о том, какое это замечательное государство, ничего интересного нет. Так, ритуальные фразы. Но акцент на то, как отвратительно все, что это государство окружает, заслуживает внимания.

Раньше про тот мир, где у наших правителей множество деловых интересов и куда они удаляются сразу, как только оставят свою службу на родине, так много плохого не говорилось. Там теперь и Брекзит, и миграция, и тролли, и боты, и «карточные домики», и десуверенизация государств, и повышенный уровень тревожности. И в интернете-то свободные граждане свободного мира, оказывается, — не вольные пауки, а, скорее, запутавшиеся в сети мухи, мечущиеся между кибертеррористами и киберполицаями.

Причем это еще мелочи. Главное — что на Западе государство управляется страшными силовиками. А если мы этого правления не замечаем, как, скажем, правления силовиков в современной России, то лишь потому, что государство на самом деле у них там глубинное. Всякие сдержки и противовесы — не более чем фасад, за которым демократические институты обеспечивают лишь «равновесие низости, баланс жадности, гармонию плутовства».

Впрочем, не стоит пугаться, дает нам понять Сурков. Надо лишь сделать вывод, что выбора у нас нет, альтернативы — тоже, демократии — нет и быть не может. Вместо фасада с липовыми сдержками и противовесами можно просто любить государя, как учит нас вековой опыт русского народа. И когда мы все это поймем, сразу же станет хорошо. Искать нечего. Стремиться не к чему. Телевизор включаешь — и радуешься. Свет зажигаешь — и на душе светлеет. Кран открываешь — и счастье наступает уже от того, что вода пока еще течет. Ведь в мире низости, жадности и плутовства могло бы быть значительно хуже.

Философия Суркова демонстрирует, что великому Путину, по большому счету, нет никакой идейной альтернативы: «Начать в России можно с чего угодно — с консерватизма, с социализма, с либерализма, но заканчивать придется приблизительно одним и тем же. То есть тем, что, собственно, и есть».

А чтобы не было никакого сомнения в правильности того, что есть, чтобы не думали, будто во всей нашей конструкции может быть какая-то ошибка, дается слегка завуалированное сравнение Путина с богом: «Глубинный народ совсем не наивен и едва ли считает добродушие царским достоинством. Скорее он мог бы думать о правильном правителе то же, что Эйнштейн сказал о боге: „Изощрен, но не злонамерен“». Никак не упрекнешь Суркова в подхалимаже. Это ведь не он сказал, а Эйнштейн. А народ наш, как известно, мыслит эйнштейновскими категориями.

Некоторые в связи с этим уже стали спрашивать, не формируется ли в России новый культ личности. Полагаю, что нет. У нас давно уже утвердился культ наличности, а также недвижимости и ценных бумаг. Как только человек выпадает по какой-то причине из путинской системы, личность вождя он ценить перестает, а вот наличность начинает любить с удвоенной силой, поскольку без поддержки из Кремля она перестает литься в его карманы бурным потоком.

И это стандартное поведение представителей нашей элиты — духовных братьев Владислава Суркова — полностью разрушает формируемый его статьей миф о том, что у путинского детища, «у нашего нового государства в новом веке будет долгая и славная история». Славной не будет точно, поскольку слава от присоединения Крыма тускнеет с каждым днем, а больше государству, управляемому Путиным и его не слишком славной командой, славиться нечем. Да и особо долгой истории не будет, поскольку нынешняя наша политическая система — это стандартная персоналистская автократия, каких много уже бывало в мире. И всем им редко удавалось пережить своего отца-основателя.

А вот что точно останется в памяти от времен Путина, так это то, как при его правлении тормозилось здоровое стремление нашего общества к развитию. Российский народ не обладает мифическим свойством бездумного доверия к государю, которое приписано ему в сурковской статье. Но, как и все другие народы, он обладает здоровым стремлением к труду ради спокойной благоустроенной жизни, к радости создания домашнего уюта ради семьи и детей.

Каково строить свой тихий радостный мир, когда всякие идеологи твердят тебе с телеэкрана, будто бы никакого выбора нет, будто ты обречен на убогость в государстве, давно уже переставшем развиваться, и должен радоваться тому, что при благословенном правлении бессменного государя тебе не стало хуже?

Именно такое мировоззрение предлагает нам философия Суркова. Философия страха перед жизнью. Философия полной деградации. Философия зверя в клетке, благодарного уже за то, что его еще хотя бы изредка кормят.

Статью можно прочитать на Росбалте

 

(Visited 5 times, 1 visits today)

У партнёров