• 6 апреля 2009 Общество

    Граф Калиостро — Нодар Мгалоблишвили: «Грузия порабощена!»

Выпил вина и согласился


— Расскажите о своем детстве. Как вы решили стать актером?

— Родился я в селе Тамбори (восточная Грузия). Мать была гинекологом, отец — заместитель директора трикотажной фабрики. Мне было шестнадцать, когда я потерял отца — он умер от рака. В школе занимался вокалом, очень хотел петь, но после смерти отца у меня совершенно пропал голос. Я решил поступать в политехнический институт — не хотел, чтобы меня забрали в армию, потому что тогда мать осталась бы одна. На первом же экзамене меня срезали.

И тут мой близкий друг говорит: «Нодар, иди в театральный!» Я говорю: «Не хочу я быть драматическим актером, петь хочу!» Мы выпили еще вина, я подумал и… согласился. На экзамене по мастерству получил пятерку, меня зачислили. В группе нас было тринадцать человек, все из школьных драмкружков. А я совсем не представлял, что такое сцена, и поначалу учеба давалась мне очень тяжело. Но на третьем курсе я уже освоился. После окончания института меня взяли в Тбилисский академический театр имени Марджанишвили…

— А какая сейчас у вас зарплата в театре?

— Примерно 500 долларов.

Политики портят нам жизнь


— Как живет народ в Грузии? У нас, в России, информации практически нет…

— А вы думаете, у нас есть информация? У нас не показывают российские каналы, только «Культуру» оставили. Власти не хотят, чтобы мы знали, что говорят в России. После войны не только жизнь изменилась, изменилось отношение власти к народу. Думаю, больше всего подходит слово «порабощение». А что остается? Бунтовать? Если начнется гражданская война, польется кровь, это будет страшно!

— Почему все стало так плохо?

— Во власть пришли новые люди. Поначалу они пользовались авторитетом, поддержкой 90 процентов населения. И за год они устроили такую суматоху! На улицах убивали молодых людей! Начались какие-то загадочные «самоубийства», не было раскрыто ни одного дела… В том, что началась война в Южной Осетии, я, конечно же, виню правительства — наше и ваше. Абхазия и Южная Осетия — это Грузия, веками мы были вместе. Сейчас говорят: они хотят самостоятельности! Но какая же тут «самостоятельность»? Без России они умрут!

— А правда, что война сплотила грузинский народ?

— Так говорят наши политики, наши пиарщики. Но большинство населения против современного руководства Грузии. Когда в позапрошлом году в ноябре разогнали антиправительственную демонстрацию… страшно говорить, что там было. А люди сейчас живут практически в нищете. Пенсии хватает на хлеб, может быть, еще на сыр, но за газ уже заплатить трудно.

— Что вы думаете о вражде между русскими и грузинами, которая началась после конфликта?

— Конечно, это очень плохо, что наши народы поссорились… Но знаете, приезжая в Россию, я не чувствую вражды. Думаю, это политики портят нам жизнь, а простые люди никаких конфликтов не хотят. Мы должны любить друг друга… Что касается наших новых «друзей», американцев, я не хочу, чтобы они были, я против НАТО. Пусть уходят совсем… Думаю, Грузия должна быть самостоятельной страной, со своим честным, патриотичным правительством.

— Что в Грузии думают о Сталине?

— Кто такой Сталин, мы поймем еще не скоро. Царя Давида назвали Строителем только спустя два столетия! Да, с одной стороны, было много плохого, аресты, репрессии… С другой — Сталин был гением, он выиграл великую войну. Кроме того, он открыл церкви, монастыри — это тоже есть в его биографии. Ведь Сталин учился в семинарии и всю жизнь хранил память об этом. А как скромно он жил! Так секретари райкомов не жили… Одним словом, это очень неоднозначная фигура…

Смешная слава


— Нодар Александрович, вы снимались в знаменитом советском детективе «Огарева, 6», в фильме «Катала» Сергея Бодрова, в недавнем сериале «По имени Барон». И все-таки ваша самая звездная работа — граф Калиостро. Как получилось, что Захаров пригласил вас на эту роль?

— Меня мало кто знал в то время… В 1984 году Тбилисский академический театр привез в Москву «Отелло». Я играл Яго. После первого акта за кулисы пришел Марк Захаров. Мы поговорили. А еще через несколько дней он прислал за мной машину в театр. Предложил мне роль Калиостро, а потом мы зашли в проекционный зал. Когда на экране появилась Елена Аминова (сыграла роль Лоренцы), он спросил: «Нравится?» Я ответил: «Очень нравится…» Потом начали работать, и за два с половиной месяца Захаров все снял. 30 декабря 1984 года фильм показали по телевидению.

— Ваша жизнь после этого сильно изменилась?

— Еще вчера меня никто не знал, а сегодня уже знали все, все хвалили… Слава пришла ко мне в 53 года, и это было смешно. Ведь я уже тридцать лет работал в театре! А Захаров за короткий срок сделал из меня киноактера.

— В фильме ваш герой бросает вызов Богу…

— Это очень плохо! Думаю, потому я и сломал ногу во время съемок этого фильма. А потом мой духовный отец сказал мне: «Нодар, ты должен был сказать мне, что идешь на такое дело, соглашаешься на такую роль». И все-таки нога – это не так страшно, сам я остался жив. Спасибо Богу за это!

В театре и в жизни много грязи


— Вы прожили долгую жизнь. Как вы думаете, люди стали лучше или хуже?

— Люди перестали быть добрыми, к сожалению. Причина этого — отсутствие веры… Нет, я не агитирую вас идти в храм. Я просто говорю: нельзя жить без веры, нельзя забывать Бога. Сам я уже много лет хожу в православную церковь.

— А как вы поверили в Бога?

— В детстве меня к церкви не приучали. К вере пришел уже взрослым — это было неожиданное, очень сильное чувство.

— Ремесло актера вам по душе?

— Знаете, даже выходя на сцену, я часто думаю: а правильно ли я делаю? Может, надо все-таки уйти? Ведь столько грязи в театре и в жизни! Если ты веришь в Бога, тебе очень трудно работать в театре и еще труднее сниматься в кино. Ведь актер не должен думать, он должен играть. А я думаю! Вот, например, в сериале «По имени Барон» я убиваю сына, пускай и приемного. Вообще в кино я все время играю злодеев. И часто в ужас прихожу: кого видят люди в моих героях? Что это за страшные люди? А с другой стороны, на деньги от работы в кино я живу. В театре у меня зарплата небольшая.

— Съемки в сериалах — это трудно?

— Сериалы – это вообще против творчества. Они очень быстро снимаются. За полтора месяца Дмитрий Светозаров снял меня в своем 12-серийном сериале про Барона. Это что, фокус? Три, два, один, прочитали текст, хлопнули в ладоши… Сняли?! Но это же халтура! Актеры говорят слова, а внутри у них ничего не происходит. Например, герой совершает какой-то поступок. А почему убивает, по какой причине, какой у него характер? Этого нет.

— Нодар Александрович, говорят, вы не очень любите давать интервью…

— Не люблю. Задают такие вопросы, что неудобно становится. Говорят: «Вы — легенда… такого актера больше нет». Смешно! Понимаете, меня коробит от всего этого… Знаете, жить надо просто… Я против того, чтобы актеры в Голливуде получали миллионы за пару месяцев работы. Ведь мы, актеры, — обыкновенные люди. Не ангелы, не боги. У каждого человека, не только у актера, — свое лицо, свой характер, этим он и ценен. А еще мы должны помнить, что жизнь коротка. Все время думаем, как купить квартиру, машину, как найти работу с хорошей зарплатой… Неправильно это. Душа — вот что важно…

Беседовали Андрей Смирнов и Дмитрий Орехов, специально для «Вкризис.ру»

(Visited 153 times, 1 visits today)

У партнёров