В Москве скончался математик и общественный деятель Игорь Шафаревич. Выдающийся российский алгебраист, академик РАН. Русский националист, диссидент, публицист и философ. Друг и соратник Александра Солженицына и Андрея Сахарова. Противник коммунистического режима в СССР и ельцинских реформ в России.

Игорь Ростиславович Шафаревич родился в житомирской семье вузовских преподавателей в 1923 году. Ещё школьником сдал экстерном экзамен на механико-математический факультет МГУ. Занимался исследованиями алгебраических чисел и теории Галуа. В 23-летнем возрасте защитил докторскую диссертацию. В 35 лет стал членом-корреспондентом Академии наук СССР. В 36 лет получил Ленинскую премию. С 1991 года Игорь Шафаревич – академик РАН. Являлся иностранным членом итальянской, германской, американской академий и Лондонского королевского общества. (При этом следует учитывать, что в СССР к научным званиям и учёным степеням относились не в пример серьёзнее, чем в РФ.)

Игорь Шафаревич известен как один из самых выдающихся алгебраистов XX века. Он считается  основателем российской школы алгебраической геометрии, корифеем теории чисел. Научный труд Шафаревича «Основы алгебраической геометрии» – единственная книга русского учёного, посвящённая алгебраическим многообразиям. Написанная Шафаревичем в соавторстве с Зеноном Боревичем книга «Теория чисел» – капитальный учебник для аспирантов и научных сотрудников.

Однако эта сторона деятельности Шафаревича известна лишь специалистам. Широкая общественность знала его как диссидента, причём неординарных философско-политических взглядов. Его гражданская позиция была в значительной степени уникальна для советского диссидентского движения.

С одной стороны, Игорь Шафаревич был убеждённым антикоммунистом, решительным противником тоталитарного подавления личности, защитником человеческой индивидуальности. Фундаментальное исследование Шафаревича «Социализм как явление мировой истории», распространённое в советском самиздате, многим объяснило суть коммунистического тоталитаризма. Ещё в 1955 году он подписал «Письмо трёхсот» – смелый протест против «лысенковщины» в биологической и сельскохозяйственной науках. В 1968-м публично выступил в защиту диссидента Александра Есенина-Вольпина, в 1973-м – в защиту Андрея Сахарова. В 1974-м стал одним из основных авторов антисоветского сборника «Из-под глыб», выпущенного по инициативе Александра Солженицына.

С другой стороны, воспитанный на древнерусской истории, сказаниях и былинах, Шафаревич критиковал коммунизм с патриархально-националистических позиций. В публицистической работе «Две дороги к одному обрыву» он называл советскую «командную систему» и «западную идеологию прогресса» одноприродными тупиковыми явлениями. Обеим системам Шафаревич противопоставлял «русскую крестьянскую цивилизацию».

Общественные выступления Игоря Шафаревича вызывали чрезвычайное раздражение советских властей. Однако мировая известность учёного создала ему определённый иммунитет от репрессий. Власти вынуждены были ограничиться его отстранением от преподавания в МГУ.

В системе взглядов Шафаревича усматривались и признаки антисемитизма – особенно в части оценок еврейского участия в российском революционном движении, и большевистском перевороте и формировании коммунистического режима. Немало таких высказываний содержится в книге Шафаревича «Русофобия». Публикация «Русофобии» в журнале «Наш современник» вызвала письмо протеста группы либеральных деятелей, среди которых был академик Сахаров.

Игорь Шафаревич первоначально с энтузиазмом поддержал перестройку как освободительное движение. Но быстро разочаровался, наблюдая развал экономики и распад государства. Известна его фраза: «Мы должны были предвидеть, что выход из коммунизма окажется сопряжён с новой катастрофой». Особые протесты Шафаревича вызывало «неравноправное», как ему представлялось, положение русских в новой России.

В 1990-х Шафаревич сотрудничал с антиельцинской имперской оппозицией. Состоял в Российском общенародном союзе Сергея Бабурина, часто печатался в газете «Завтра» Александра Проханова. Отчасти он даже примирился с КПРФ, задаваясь вопросом: «Является ли коммунизм сегодня единственным злом? И даже – является ли он сегодня главным злом?» Но в общем и целом его позиции были близки к солженицынским.

В период правления Владимира Путина общественная активность Игоря Шафаревича снизилась. По ряду отзывов, многое в путинской политике совпадало с его взглядами.

в России

Общество

У партнёров