Ассоциация финских железнодорожных компаний заявила о локауте в фирме VRTrack, занимающейся путевым техобслуживанием. Он должен начаться с 31 июля. Таким образом работодатель намерен бороться с рабочим движением. Дело в том, что электрики компании устраивают одну за другой забастовки, добиваясь права перейти на другой коллективный договор.

finlokaytПрофсоюз электромонтёров разработал свой вариант колдоговора и добивается, чтобы работодатель его признал. Сейчас эта категория рабочих трудится в рамках договора, общего для всей отрасли, и состоит в профсоюзе железнодорожников. Но электромонтёры стремятся перейти в профсоюз электриков. В них прописаны разные условия, и монтёры стремятся добиться для себя улучшений. Руководство компании навстречу им не идёт.

«Нынешние условия труда привели многих работников к краю пропасти. Некоторые отказываются от сверхурочных, что ведёт к увеличению нагрузки на остальных, снижая безопасность на железной дороге. В такой ситуации рабочие не хотят помогать зарабатывать себе бонусы и премии своему начальству», – приводит профсоюзный сайт слова руководителя профгруппы №177 Петри Тамминена. Именно это производственное объединение ведёт наиболее активную борьбу с работодателем.

Приведёт ли локаут к перебоям в движении поездов, пока неизвестно. До сих пор протестные действия на него не влияли. По всей видимости, всё будет нормально, пока не возникнет внештатных ситуаций. А их вероятность повышается. Локауи неизбежно ведёт к нарушениям в схемах и графиках обслуживания.

Не стоит забывать, что железная дорога характеризуется повышенной опасностью. Чёткость выполнения возложенных функций близка к армейской. Происходит это независимо от того, о какой стране идёт речь – проблемы везде одни и те же. К примеру, Российские железные дороги по многим параметрам похожи на военизированную структуру. Вряд ли в Финляндии ситуация радикально отличается.

Компания VRTrack, кроме Финляндии, работает также в Швеции и Эстонии. В этих странах существуют зарегистрированные филиалы. В VRTrack, по разным данным, работает около 2 тысяч человек. Компания создана в 1995 году и входит в состав государственной железнодорожной компании VR. Кстати, в прошлом году компания заключила с правительством Финляндии договор о продлении своей монополии до 2024 года.

Выполнения своих требований непосредственно добиваются электромонтёры железнодорожных путей и профгруппы 177. В их поддержку бастуют также работники компаний DestiaRail и EltelNetworks. От имени нанимателя публично выступает ассоциация работодателей сферы услуг PALTA.

VRTrack выходит на прямой конфликт с профсоюзом. 26 июля электрики намерены объявить третью подряд забастовку, именно против этого и направлен локаут

Работодатель не видит перспективы для положительного разрешения трудового спора. В планах нет даже обращения к услугам государственного медиатора по трудовых спорам. То есть предприятие выходит на прямой конфликт с профсоюзом, пытаясь задавить недовольство административными методами.

26 июля электрики намерены объявить третью подряд забастовку. Первая продлилась четыре дня начиная с 26 июня, вторая – в течение рабочей недели с 14 по 18 июля. Именно против этих забастовок и направлен локаут. Проще говоря, произойдёт временная остановка работы без выплаты зарплаты. Так работодатель надеется остудить пыл своих сотрудников.

В фокусе конфликта запрет сверхурочных. В отдельных случаях смены доходят до 24 часов, рабочим фактически приходится спать, не снимая ботинок

Желания обеих сторон легко объяснимы и понятны. Любой рабочий хочет получать больше денег и улучшить условия своего труда. Речь может идти и о времени отдыха, и о продолжительности отпуска, и об организации питания. Или о выполнении норм охраны труда. По крайней мере, такая ситуация вполне возможна в России. В случае с требованиями финского профсоюза в фокусе конфликта запрет сверхурочных. Ситуация дошла до того, что в отдельных случаях смены доходят до 24 часов, а рабочим фактически приходится спать, не снимая ботинок, сообщает сайт профсоюза электриков.

Работодатель же остаётся таковым в любой стране. Как говорится, у капиталиста нет национальности. Стремление максимизировать прибыль любой ценой приводит к таким противостояниям с рабочими. Этот процесс носит вполне естественный характер. В условиях глобального экономического кризиса возможностей повышать социальную защищённость работника всё меньше. Напротив, есть возможности ухудшить их, проведя оптимизацию.

На всё происходящее накладываются планы модернизации группы компаний VR. В них входит замена подвижного состава и введение новой ценовой политики. При этом пассажирские перевозки в целом остаются убыточными. Они по-прежнему будут дотироваться из бюджета.

В то же время в VRTrack объявили о сокращениях. Как сообщается, уволено будет не более 15 человек – специалисты, обслуживающие электроприборы транспортной безопасности. Причём этот вид работ планируется отдать на аутсорсинг, что ухудшит положение занятого на них персонала.

 Владимир Пешков, специально для «В кризис.ру»

 

 

У партнёров