В последние два месяца в Коми вновь обострилась ситуация в городском транспорте. В марте едва не дошло до забастовки на основном сыктывкарском перевозчике «Альфа-трансе». В начале текущего месяца забастовка прошла в Ухте среди частных предпринимателей. Причины разные – в первом случае речь шла о долгах по зарплате, а во втором – о попытке городских властей решить проблему «серых» перевозчиков.

Если в Сыктывкаре забастовка была отменена в надежде на новое руководство предприятия, то в Ухте она состоялась. При этом поначалу никто ничего толком не объяснял. Подробности появились только после того, как местные телевизионщики отсняли совещание в мэрии на эту тему.

Ситуация усугубилась в конце апреля, когда частникам начали приходить уведомления о прекращении обслуживания маршрутов. В администрации их считают нелегалами. «Естественно, частники быстро собрались и 3-4 мая решили, что действительно не стоит выходить [в рейсы], раз они получили такие письма, – рассказал директор ООО «Транспортная группа «Доверие» Андрей Аниканов. – У меня вчера ушло много времени, чтобы убедить коллектив прекратить подобные забастовки».

Оборотной стороной проблемы стало увеличение в городе числа автобусов при сокращающемся пассажиропотоке. Поэтому рентабельность каждой отдельной машины снижается. «Либо мы повышаем тариф каждый раз до бесконечности, либо мы сокращаем количество транспорта, – сказал на том же совещании гендиректор ОАО «Ухтинские пассажирские перевозки» Александр Воронцов. – Это, конечно, не устраивает других, частных перевозчиков». Кстати, его компания на 100% принадлежит муниципалитету.

В декабре прошлого года в Ухте бастовали водители как раз основного перевозчика, ОАО «Ухтинские пассажирские перевозки». Причиной стали многомесячные долги по зарплате на общую сумму около 9 млн рублей. В акции приняло участие 37 человек, что коснулось четырёх маршрутов. Причём бастовали не только водители с кондукторами, но и ремонтники. Прокуратура провела проверку и выявила многочисленные нарушения трудовых прав.

Почти сразу после забастовки на предприятии сменился руководитель. Сначала им была Ирина Новикова, но и она пробыла на этом посту чуть больше месяца. В январе гендиректором стал Александр Воронцов. До этого он возглавлял транспортный отдел в городском управлении ЖКХ. В общем, человек он в этой сфере отнюдь не чужой.

В сущности, протесты в этих двух городах стоит сравнивать с другими громкими транспортными протестами этого года – с Йошкар-Олой (Сыктывкар) и с Петрозаводском (Ухта). Ясное дело, что ситуация точь-в-точь не повторяется, но типологически они схожи.

В прошлом году «Альфа-транс» пережил несколько протестных акций работников. В июле они устроили некое подобие забастовки, перегородив автобусом основной выезд с предприятия. В акции приняли участие 70 человек. Протестовали они против изменения оплаты труда. Она складывается из оклада и сдельной части, соотношение которых было изменено. По мнению водителей и кондукторов, из-за этого зарплата должна упасть на треть.

ООО «Альфа-транс» – формально частная коммерческая компания, но контролирует её правительство Коми через ОАО «Комиавтотранс», принадлежащий целиком республике. Несмотря на эту формальность прямо влиять на работу автобусов республика не может. С муниципальными предприятиями дело обстоит проще: бюджет имеет возможность делать прямые финансовые вливания. Но это не тот случай.

По всей видимости, компании попросту не хватает действующих тарифов на перевозки хотя бы для работы «в ноль». Сейчас цена проезда составляет 17 рублей и до конца года измениться не должна. Таково решение городских депутатов. Выпадающие расходы на этот год планируются в объёме 40 млн рублей и компенсировать их должен городской бюджет.

Для многих кажется странным, как в нефтедобывающем регионе могут быть такие проблемы с городскими автобусами. Казалось бы, денег теоретически столько, что за проезд можно вообще не брать. Но все перевозки отданы на откуп коммерческим компаниям и «фарш невозможно провернуть назад». Во всяком случае, вряд ли кто-то станет это делать. Напротив, в регионах нарастает волна по избавлению от «непрофильных активов». В разных случаях ими выступают гостиницы, транспортные компаний, акции промышленных предприятий и т.п.

В этом году забастовки в транспортной сфере начали добираться до совсем уж экзотических с протестной точки зрения мест. Например, в марте из-за задержек зарплаты бастовали водители автобусов в одном из райцентров Сахалина. Причём, предприятие там также частное. Зарплату не платили на тот момент три месяца. Как установила прокуратура, общая сумма долга с декабря по февраля составила 1,5 млн рублей. На юрлицо и директора наложены штрафы.

А в Йошкар-Оле после месяца стачки было объявлено о закрытии мятежного предприятия – ООО «Пассажирские перевозки». Вместо него будет создано два новых, куда возьмут, наверняка, далеко не всех. Выходит, что забастовка эффективна отнюдь не всегда. Хотели зарплату, а добились выходного пособия. Увы, таковы реалии. Ликвидировать фирмы и создавать на их месте новые в России давно стало доброй традицией.

Кирилл Марков, специально для «В кризис.ру»
(Visited 1 times, 1 visits today)

У партнёров