• 2 февраля 2009 Власть

    Минэкономики имеет претензии к концепции развития здравоохранения

В пятницу на парламентских слушаниях заместитель главы Минздрава Вероника Скворцова представила перед депутатами проект «Концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года». Документ является первой стратегической наработкой ведомства Татьяны Голиковой. Минздрав в рамках реализации еще не одобренной концепции намерен полностью прекратить практику финансирования медучреждений напрямую через бюджет или другие источники в обход системы обязательного медицинского страхования (ОМС) и предлагает в концепции новую финансовую модель — через одноканальное финансирование системы ОМС. В ОМС поэтапно планируется включить скорую и высокотехнологичную медпомощь, лекарственное обеспечение граждан в амбулаторных условиях, бюджетные инвестиции в отрасль. Запланировано увеличение годового минимального норматива госгарантий в здравоохранении с 9,4 тыс. руб. на человека в 2010 году до 30,4 тыс. руб. в 2020 году. Общие расходы на медицину из разных источников (бюджеты разных уровней и программы ОМС) увеличатся с 2,6 трлн руб. в 2010 году до 8,3 трлн руб. в 2020 году. Цели концепции: увеличение численности населения с нынешних 142 млн до 145 млн человек к 2020 году, средней продолжительности жизни до 75 лет, снижение коэффициента смертности в полтора раза по отношению к 2007 году.

Документ неожиданно и очень жестко был раскритикован представителем Минэкономики. Начальник отдела департамента экономики социального развития министерства Василий Донин уже на слушаниях в Госдуме назвал концепцию «необоснованно оптимистичной» и нереалистичной. Господин Донин чуть позже уточнил, что претензии к стратегическому документу Минздрава — его личная позиция. Тем не менее Минэкономики критикует концепцию и официально. В заключении на документ, датируемом 27 января, заместитель главы Минэкономики Александра Левицкая пишет, что из-за увеличения нагрузки на бюджеты субъектов РФ заявленное увеличение прямых расходов бюджетов субъектов федерации и муниципалитетов на здравоохранение «потребует дополнительной проработки, исходя из новых макроэкономических параметров». «Состояние и динамика современной социально-экономической ситуации в стране (высвобождение работников, сокращение числа налогоплательщиков) в период до 2011 года приведут к уменьшению доходной части бюджетов фонда ОМС и связанным с этим рискам дефицита их бюджетов»,— отмечает она.

Спор о стратегии в здравоохранении вряд ли можно назвать рядовым. Концепция Минздрава будет первым стратегическим документом правительства, посвященным долгосрочным социальным реформам после начала кризиса. Споры о модели здравоохранения в ЕС (в частности, в Германии, Франции, Великобритании) и США последние пять лет находятся в центре политической повестки дня наряду с пенсионной реформой, зачастую становясь причинами и политических кризисов, и массовых социальных протестов.

У партнёров