Начало июля ознаменовалось рядом законодательных нововведений. Наибольший же резонанс вызвала мера, которая касается весьма ограниченного круга. Речь идёт об изменении порядка пограничного обслуживания в российских аэропортах. Отныне паспортный контроль и предполетный досмотр VIP-пассажиры будут проходить в общем порядке. Это изменение основано на требованиях ФСБ. Попытаемся разобраться, что здесь к чему.

cpeprocpe1Залы для официальных лиц и делегаций существовали ещё в СССР. Порядок их использования был строго регламентирован, чужие там не ходили. Назывались эти комфортабельные (тем более по советским меркам) помещения «депутатскими». Но понимать название буквально не следовало – клиентами VIP-обслуживания являлись не только «народные избранники», но прежде всего функционеры партийного и государственного аппарата. «Залы для депутатов» превратились в один из символов номенклатурных привилегий. Интересно, что после смерти Сталина многие из них (далеко не все) закрылись, хотя шумной кампании «восстановления справедливости» Хрущёв при этом не проводил. Зато в годы перестройки принимались аж решения Съезда народных депутатов (по инициативе поэта Евгения Евтушенко) – но не было слышно хотя бы об одном закрытом «депзале».

Услуга сохранилась и в постсоветские времена. Но пропуском в помещение повышенной комфортности стали уже не красные корочки, а просто деньги. Здесь мы не изобрели ничего нового, такая практика действует по всему миру.

Очень важные персоны получали в VIP-залах целый комплекс услуг – от необходимой информации до медицинской помощи. Чего-то из ряда вон выходящего во всём этом не усмотреть. Но уют, комфорт, предупредительность персонала, антураж высокого класса в условиях нашей транспортной нервотрёпки дорогого стоят. Желающие платили в московских аэропортах от 12 до 20 тысяч рублей. Не сказать, чтобы доходность VIP-залов была очень велика. По подсчётам специалистов, на крупном авиаузле она составляет до 10 млн рублей в месяц.

cpeprocpe3Важным VIP-отличием являлась особая система паспортного, таможенного и предполётного контроля, а также регистрация и оформление багажа на специально выделенных стойках. Подчеркиваем – никто никогда не пропускал VIP-путешественников за кордон просто так, в порядке живой очереди. Вот по этому-то сейчас и нанесён удар. Сразу возникла суматоха с элементами паники. Потому что всё происходило в режиме некоей секретности и таинственности. Например, интересно обоснование этой меры – ФСБ, если верить новостным лентам, озабочена не столько повышением уровня безопасности в наших аэропортах, сколько якобы незаконностью услуги как таковой.

Звучит несколько странно. Конечно, о сколь-нибудь значимых инцидентах именно в залах повышенной комфортности сведений нет. Наши авиадебоширы любят покуролесить уже на борту авиалайнера, после прохождения всех процедур. Шпионов и прочих диверсантов берут в других местах. Что здесь может волновать спецслужбу? При этом сам вопрос обсуждался на уровне правительства буквально накануне. До конца осталось неясным, что же с этим теперь. Непонятно и молчание таможенной службы, которая тоже является стороной процесса.

Пока ситуация выглядит следующим образом. Скорее всего, отныне особо желающие пассажиры, как и прежде, могут зарегистрироваться и оформить багаж в VIP-зале. Но паспортный и предполётный контроль им придётся проходить вместе со всеми. Как это будет выглядеть на практике – непонятно. Во всяком случае, конфликты станут неминуемыми. Нежелание стоять в общей очереди у нашего народа замечается давно. Это ещё более обострилось в связи с резкой имущественной дифференциацией. Едва ли владелец доходного бизнеса останется довольным даже кратковременным пребыванием в толпе с обвешанной детьми мамочкой, которая собралась к свекрови на блины. Интересно также, как с хозяевами или ареданторами бизнес-джетов.

Впрочем, беспокоиться олигархам рано. Соответствующий циркуляр отправлен в погранслужбы аэропортов. Однако пока серьёзных перемен не произошло, абсолютное большинство аэропортов работает в прежнем режиме. Скорее всего, стороны изобретут некий паллиатив. Но очевиден сделанный намёк не всё в России можно купить за деньги. Важнее – статус, а проще говоря, ксива. Высокому чиновнику по государственным нуждам очередь в аэропорту в любом случае не грозит.

Николай Кольский, «В кризис.ру»

У партнёров