Пока Фонд Алексея Навального разоблачает сардинский отдых Пескова, доллар и евро пробивают очередные психологические потолки, правительство обдумывает способы увековечивания памяти жертв советских репрессий (почти половина опрошенных россиян считают возможным их повторение) – на властных верхах РФ отмечен признак серьёзных подвижек. Глава госмонополии «Российские железные дороги» Владимир Якунин подтвердил, что покидает РЖД. Обсуждение немедленно перевелось в ракурс его личных карьерных перспектив – станет ли Якунин членом Совета Федерации? Между тем, это как раз не очень существенно. Важно, не куда он приходит, а почему уходит.

Когда Путин перестал быть вице-мэром, Якунин вступил в «Озеро»

yak700Попросту говоря, Владимир Якунин – один из хозяев страны. Учился в Ленинграде, по образованию инженер-ракетчик. Окончил также Институт КГБ СССР, который раньше носил имя Юрия Андропова, а теперь называется Академией внешней разведки СВР.  Служил в разведорганах. В годы перестройки был дипломатом-юрисконсультом в советском представительстве в ООН. Таким образом, более пяти лет Якунин прожил в США.

Вернулся из Нью-Йорка в Ленинград, вскоре ставший Санкт-Петербургом. Там вошёл в круг вице-мэра Владимира Путина. Возглавлял Якунин «Международный центр делового сотрудничества». Такие организации были весьма в моде при западнике-демократе Собчаке. Состоял также в совете директоров Балтийского морского пароходства.

По признанию самого Якунина, с Путиным он был «эпизодически» знаком давно. Но прочной эта связь стала лишь осенью 1996-го, когда после поражения Собчака на выборах Путин перестал быть вице-мэром. Зато стал лидером знаменитого дачного кооператива «Озеро». Куда вступил и Якунин. Вскоре после этого возглавивший Северо-Западную инспекцию Главного контрольного управления президента России. Руководителем президентского управления являлся тогда Владимир Путин, главой президентской администрации, в структуру которой управление входило – Анатолий Чубайс, а президентом России – Борис Ельцин. Самый взыскательный либерал не нашёл бы тогда повода придраться к Якунину.

Ни образование, ни опыт советской службы не связывали Якунина с транспортом. Однако когда Владимир Путин унаследовал от Ельцина Кремль, Якунин пошёл по этой стезе. Сначала занял пост замминистра транспорта, курировал торговый флот и порты. В 2002-м перешёл на тот же пост в МПС. В сентябре 2003-го было учреждено ОАО РЖД, перенявшее функции вскоре упразднённого министерства. С октября того же года Владимир Якунин – первый вице-президент госкомпании (курировал финансы), с июня 2005-го – президент РЖД.

Публичность Якунина носила специфический характер

240086_originalТаким образом, во главе железнодорожной госмонополии Якунин стоял целое десятилетие. Учитывая положение госкомпаний в экономической и властно-управленческой системе РФ, он принадлежал к кругу самых влиятельных и могущественных людей России. Это не говоря о личной близости к президенту.

Первые годы его руководства отмечались некоторой либерализацией железнодорожного рынка. Подвижной состав сдавался в аренду и продавался, против чего в своё время категорически выступало МПС. Однако этот «либерализм частностей» не касался главного – РЖД не допускали создания конкурентной среды. Даже в сфере пригородных пассажирских перевозок, где работают региональные компании, монополия являлась их совладельцем. Это вело к конфликтам РЖД с региональными администрациями. Те не могли перегружать бюджеты оплатой железнодорожных убытков, неизбежных при большом количестве льготников. Постоянные недоплаты и взаимные претензии разрешались разве что непосредственным вмешательством главы государства.

При этом именно Владимир Якунин из всех руководителей госкомпаний был самым публичным лицом. Ни Сергей Чемезов, ни Алексей Миллер, ни Владимир Дмитриев, ни даже Игорь Сечин  в этом не могли с ним конкурировать. И публичность эта носила специфический характер. То обнаруживалось семигектаровое подмосковное имение с бассейном, помещением для хранения дорогих шуб и особой молитвенной комнатой с техническим поддержанием спецклимата. То обсуждался его персональный вагон, напоминающий времена царского министерства. То предавался огласке разветвлённый семейный бизнес с рядом оффшорных фирм. То Якунин лично давал отпор требованиям рассекретить свои доходы («неправомерное вмешательство в мою личную жизнь» и «угроза членам семьи»), а потом всё-таки называл цифру в несколько миллионов рублей ежемесячно.

Якунин увлекался идеологией как никто из руководителей госкомпаний

Наконец, именно Якунин – как никто из «высших топ-менеджеров» – увлекался идеологией «духовных скреп». Обвинял американцев в украинской войне. Предлагал мегапроект «Транс-Евразийского пояса развития – российского цивилизационного центра». Призывал переориентировать экономику с Запада на Восток, дабы возвеличить «традиционные духовно-нравственные начала». На вопрос о стоимости такого проекта отвечал: несколько триллионов. Причём долларов. Не рублей и не юаней. То есть традиционно и нравственно.

9a6079e366dd8ea170cf438e709169eaЗападные комментаторы уже предрекают «широкие перемены в окружении Владимира Путина». Уход Якунина рассматривается как однозначное понижение, если он не заменит Валентину Матвиенко во главе Совета Федерации. Просматриваются намёки чуть ли не на смену курса, подобно тому, как уход Владислава Суркова в конце 2011-го открыл политическую эпоху ужесточения режима. Но более вероятно иное объяснение.

Сообщество глав госкомпаний, хоть их и принято считать связанными кооперативом «Озеро», весьма недружно. Последний по времени конфликт был зафиксирован в начале августа. Столкнулись интересы РЖД и «Роснефти». Игорь Сечин затребовал для своей структуры многообразных субсидий, включая отмену индексации железнодорожных тарифов. Из РЖД последовал довольно-таки раздражённый комментарий (пусть от «неназванного источника»): мол, лучше бы коллеги думали о снижении издержек, чем просили привилегий от государства. Возможно, тут и произошёл окончательный толчок, сдвинувший персональный вагон Якунина на другие рельсы.

Анатолий Кружевицын, «В кризис.ру»

У партнёров