С приходом на пост министра обороны РФ в 2007 году столь чаемого многими либералами гражданского чиновника в лице Анатолия Сердюкова началась военная реформа. Одной из её составляющих стала концепция аутсорсинга — закупки у гражданских организаций услуг по жизнеобеспечению войск. «Британская армия не отправится на войну, пока у последнего солдата не пришита последняя пуговица», — сказал как-то Уинстон Черчилль. Создалось впечатление, что к этой максиме решили прислушаться. Но систему начали создавать извне – что естественно для человека, пришедшего в Минобороны извне, не связанного с генеральскими кланами и их экономическими интересами.

Эта система, по сути дела, представляла собой частичную замену прежнего тылового технического обеспечения. И вот в сентябре 2008 года создается ОАО «Оборонсервис». В его состав входят девять профильных субхолдингов: «Авиаремонт», «Спецремонт», «Ремвооружение», «Оборонстрой», «Агропром», «Оборонэнерго», «Военторг», «Красная звезда» и «Славянка». До 2011 года председателем совета директоров «Оборонсервиса» был сам министр обороны Анатолий Сердюков. Затем его сменил Александр Шляхтуров, ранее занимавший пост начальника Главного разведывательного управления.

Не будем здесь рассуждать об эффективности такой схемы в условиях войны. Просто возьмем за данность – солдатам представлялась возможность не драить полы в казармах и не красить траву перед приездом начальства. Многие военные эксперты увидели в этом серьёзный удар по боеготовности российской армии. К тому же ОАО «Оборонсервис» взяло на себя функции, связанные с коммерческой реализацией объектов, принадлежащих Вооружённым силам. В частности, курировало программу аукционных продаж армейской собственности. Прежняя система была коррупциогенна, но немалая предрасположенность закладывается и в новую.

Помимо «Оборонсервиса», существовали и другие организации сходных функций. Неизбежно возникала конкуренция. Её можно рассматривать как один из факторов, стимулировавших мероприятия СК и военной прокуратуры в отношении сотрудников «Оборонсервиса» с 25 октября.

Главным военным СУ СКР возбуждено пять уголовных дел по фактам мошенничества при реализации недвижимости, земельных участков и акций, «Оборонсервиса». Следствие полагает, что должностные лица Минобороны выбирали из имущественного комплекса компании «Оборонсервис» наиболее ликвидные и престижные объекты, вкладывали в них бюджетные средства и, продавали по заниженным ценам. Приобретателями становились коммерческие структуры, аффилированные с «Оборонсервисом». При этом допускается, что некоторые покупки совершались на деньги, похищенные у самого же «Оборонсервиса».

Проще говоря, госимущество переводилось в активы акционерных обществ, а затем перепродавалось на сотни миллионов рублей дешевле. Любопытно, что часть проданных зданий по-прежнему использовалась Минобороны и при этом новым владельцам перечислялась арендная плата из средств министерства. В качестве примера приводится ситуация в Темрюкском районе Краснодарского края. Должностные лица департамента имущественных отношений Минобороны, который возглавляла Евгения Васильева, вначале незаконно изъяли из федеральной собственности и передали подведомственному предприятию в аренду земельный участок более чем в три гектара. Затем за счёт военного ведомства был построен загородный комплекс более чем за 300 млн рублей. Впоследствии участок был продан всего за 92 млн. Звучат и другие эпизоды – с комплексом зданий оборонного проектного института в центре Москвы (продан по цене на 282 млн ниже рыночной стоимости), с продажей трёх московских зданий вместе с земельным участком (на 200 млн ниже риелторских расценок), в таком же контексте фигурирует гостиница «Союз». По самым предварительным оценкам, ущерб государству нанесён минимум на 3 млрд рублей.

Главный военный прокурор Сергей Фридинский оценивает ситуацию достаточно жёстко: «Нам стало ясно, что сложилась порочная система отжима денег из государственной казны через те операции, которые проводились подконтрольными министерству обороны акционерными обществами. Оценка всем этим фактам будет дана в сфере уголовного судопроизводства». Ряд экспертов склоняется к мысли, что налицо «последнее китайское предупреждение» Анатолию Сердюкову. Кое-кто уже поговаривает о скорой отставке министра обороны. Однако не всё так просто.

Вообще-то, если чиновник остаётся на посту, даже намёки на подобное должны немедленно и доказательно опровергаться. Однако в нашей ситуации звучат иные слова. Например, о том, что «Оборонсервис» напрямую министру обороны не подчиняется и в структуру министерства не входит. А то, что Сердюкова следователи обнаружили в квартире той самой Евгении Васильевой, так это его личное дело. Как и тот факт, что женой Сердюкова является дочь бывшего главы правительства и нынешнего первого вице-премьера Виктора Зубкова. Благодаря которому, как говорят, Сердюков и поднялся до министра.

Поминают и открытый конфликт Сердюкова с премьер-министром Дмитрием Медведевым. На совещании по поводу передачи военных городков в ведение муниципалитетов в ответ на завуалированную критику Сердюков предложил второму лицу государстве уволить его. По номенклатурным меркам, непозволительная дерзость. Но заметим, что предложение не было принято…

До сих пор министру обороны прощали скандалы с покупкой «Мистралей», с запусками «Булавы», с ценами на российскую военную технику, с конкурсами по закупке продовольствия для вооружённых сил. Может сойти с рук и история с «Оборонсервисом». Правда, Сердюков нажил немало врагов. В их числе и предшественник на министерской должности, ныне глава президентской администрации, член «путинского политбюро» Сергей Иванов, и вице-премьер по ВПК Дмитрий Рогозин, не говоря о «генеральской оппозиции». Всё это сильно смахивает на борьбу за благосклонность президента. А тот обычно не сдаёт свои креатуры. Да ещё в таких условиях, когда это может выглядеть политической уступкой. Будь то своему окружению, общественному мнению или тем более оппозиции.

К тому же развал «Оборонсервиса» может привести к хозяйственному обескровливанию вооруженных сил. Кто бы согласился, чтобы его ведомство обходили в вопросах снабжения и оснащения? Да ещё в пользу приоритетного по многим причинам МВД? Зато в качестве отступного министр имеет право кормления на многомиллиардном ресурсе Минобороны.

Вполне вероятно, что Анатолий Сердюков останется на своем посту. Быть может, с урезанными полномочиями. Например, в деле торговли недвижимостью, ликвидации боеприпасов, определения и контроля цен на военную продукцию, зарубежного оружейного бизнеса и т.п. Но своих не сдают. Негативные прецеденты никому не нужны.

Вооруженные силы

У партнёров